Хмель и солод: зеленые инновации в пивоваренной отрасли

Пивоваренная отрасль следует мировому тренду на устойчивое развитие. Зеленые инновации внедряются на каждом этапе: от выращивания «чистых» ингредиентов до упаковки, которая не наносит ущерба экологии. О том, как Carlsberg Group, одна из крупнейших пивоваренных компаний в мире, внедряет принципы циклической экономики в производстве своей продукции, — в репортаже +1.

Временная фигура Русалочки, созданная из банок, скрепленных по технологии Snap Pack

Представьте обыкновенный мультипак с несколькими банками пива — пластиковая пленка скрепляет емкости. После распаковки тара оказывается в мусорном контейнере. Чтобы сократить количество отходов и внести свой вклад в борьбу с «пластиковым кризисом», Carlsberg Group ищет оригинальные решения в области упаковки. Осенью в штаб-квартире в Копенгагене компания представила серию инноваций, включая новый и экологичный формат скрепления банок в мультипаке — Snap Pack.

Упаковка Snap Pack

Сокращение пластиковых отходов

Чтобы снизить объем отходов пластиковой пленки, компания начала использовать специальный клей, который скрепляет банки пива вместе. Данное решение позволит Carlsberg Group на 76% снизить объем пластика от мультипаков. На глобальном уровне это сократит пластиковые отходы на 1200 тонн в год. Это эквивалентно 60 млн полиэтиленовых пакетов. Согласно подсчетам компании, на разных этапах жизненного цикла продукции именно на упаковку приходится наибольшая доля эмиссии углерода — 40%.

Инновация впервые внедрена в пивоваренной отрасли. Как уточнил директор по устойчивому развитию Carlsberg Group Саймон Боас Хоффмайер, уже осенью Snap Pack будет использоваться на рынке Великобритании и Норвегии. В начале следующего года — в Дании.

Президент Carlsberg Group Кеес ‘т Харт на презентации технологии упаковки Snap Pack

Вторая жизнь пивной бутылки

Вместе с партнерами Carlsberg Group разработала защитное восковое покрытие для стеклянных бутылок. Это позволит продлить срок использования возвратной тары и сохранить ее внешний вид.

Более экологичной стала краска для этикетки бутылки бренда Carlsberg. Теперь она имеет серебряный сертификат Cradle to Cradle®, который подтверждает экологичность и возможность переработки этикетки.

Кроме того, компания вместе с партнерами разрабатывает биоразлагаемую бутылку из древесного волокна. Материалы для ее производства будут закупать только у ответственных поставщиков, которые компенсируют вырубку деревьев посадкой новых. Бутылка будет полностью распадаться на экологически безопасные материалы, даже если окажется выброшенной в неположенном месте. Однако в основе проекта лежит намерение сделать ее частью системы управления отходами, аналогичной сбору и переработке других видов упаковки сегодня.

Carlsberg Group разработала защитное восковое покрытие для стеклянных бутылок, которое продлит срок их службы

Переход на ВИЭ к 2022 году

Разработки в сфере экологически рациональной упаковки — часть программы устойчивого развития Carlsberg Group «Цель 4 НОЛЯ: вместе для будущего». Стратегия стартовала в 2017 году и стала ответом компании на глобальные вызовы XXI века — изменение климата и нехватку водных ресурсов.

Группа также ставит цель к 2022 году использовать 100% электроэнергии из возобновляемых источников (ВИЭ). К 2030-му — снизить выбросы СО2 на пивоварнях до нуля, а также вдвое сократить потребление воды.

На сегодняшний день Carlsberg Group достигла сокращения выбросов СО2 на пивоварнях на 16% по сравнению с 2015 годом. Порядка 46% от общего объема потребляемой компанией электроэнергии производится за счет ВИЭ. Например, пивоваренный завод в шведском городе Фалькенберге использует только углеродно-нейтральную энергию, сгенерированную в том числе из биогаза.

В России биогаз применяют в качестве альтернативного источника энергии на заводах компании «Балтика», которая входит в состав Carlsberg Group. Примерно 4% от общего объема тепловой энергии, потребленной «Балтикой» в прошлом году, было выработано за счет этого вида топлива. Он образуется во время одного из этапов очистки сточных вод на очистных сооружениях предприятия.

Устойчивые сорта ячменя

Изменения климата отражаются помимо прочего на урожае зерновых культур. В связи с этим сегодня специалисты научно-исследовательской лаборатории Carlsberg активно работают над созданием сортов ячменя и хмеля, устойчивых к экстремальным погодным условиям и позволяющих снижать нагрузку на окружающую среду.

«Нам важно вырастить такой сорт ячменя, который требует меньше энергозатрат и объема воды. Конечная цель — создать устойчивую к климатическим изменениям зерновую культуру», — пояснила вице-президент по научным исследованиям Carlsberg Group Биргитте Скадхауге. Новый сорт три года испытывался в России в тесном партнерстве с компанией «Балтика». Промежуточные оценки Скадхауге назвала многообещающими. Первые официальные результаты экспериментов с устойчивым типом ячменя ожидаются в следующем году. ГМО-технологии лаборатория не использует.

В этом году к лаборатории компании присоединились шесть новых исследователей, отобранных на конкурсной основе для Сообщества молодых ученых Carlsberg. Они будут трудиться над разработкой устойчивых решений в пивоварении — снижением энергопотребления и экономией воды в производстве.

В компании отмечают, что представленные в этом году новые решения и инновации станут результатом реализации программы устойчивого развития «Цель 4 НОЛЯ: вместе для будущего».

Автор

Татьяна Кондратенко