Экоустойчивая мода идет в народ с главных подиумов мира

Ольга Джонстон-Антонова, эксперт в области ответственного потребления, — о четырех главных показах, предопределяющих развитие индустрии в следующем году.

Показ коллекции Studio 189 на Неделе моды в Нью-Йорке, 10 сентября 2018 г.
Показ коллекции Studio 189 на Неделе моды в Нью-Йорке, 10 сентября 2018 г.
Фото: AP Photo/Richard Drew

Сентябрь — важный месяц в ежегодном фэшн-календаре. Глаза всего мира прикованы к главным неделям моды. Редакторы глянцевых журналов, звезды и поклонники ведущих домов мод и популярных дизайнеров проводят сентябрь на показах коллекций весна-лето следующего года. Мероприятия этого месяца — главные, основополагающие для отрасли: они задают тон тому, что мы будем носить в следующем году, и показывают самые креативные решения современного дизайна одежды. В «гонке» нарядов по очереди участвуют четыре признанные столицы моды: Нью-Йорк передает эстафету Лондону, тот — Милану, а тот — Парижу.

Профессиональные участники фэшн-индустрии знают, что экоустойчивость — это не тренд, а принцип работы, который активно внедряется уже сейчас и в будущем станет нормой для отрасли.

Но в этом процессе немало сложностей: как сохранить творческую свободу автора — дизайнера, которому приходится постоянно учитывать воздействие своей деятельности на окружающую среду? Становится ли процесс более творческим? Как преодолеть ограничения? Как превратить их в преимущества?

Одним из лидеров в разработке и преподавании новых экоустойчивых методов стал Центр циклического дизайна (Centre for Circular Design) Лондонского университета искусств (University of the Arts London, UAL). Он представил 10 принципов, которые используются всеми современными школами моды и дизайна. Я включаю их в свои мастер-классы для российских дизайнеров и вузов. Вот они: 1. дизайн для минимизации отходов, 2. дизайн для «циклического» использования, 3. дизайн для снижения химического воздействия, 4. дизайн для сокращения энерго- и водозатрат, 5. дизайн с использованием чистых/улучшенных технологий, 6. дизайн на основе природных и исторических моделей, 7. дизайн для этического производства, 8. дизайн для снижения необходимости в потреблении, 9. дизайн для дематериализации и развития систем и услуг, 10. активизм через дизайн.

Как теория внедряется на практике, можно было видеть на главных неделях моды. Когда ключевые показы года представляют требовательной публике экоустойчивый дизайн, это означает, что он стал частью креативной индустрии и соответствует ее эстетическим запросам. Это лучший путь в сознание и гардероб потребителя. И в этом сила моды: делать любые идеи желанными. Сегодня главная миссия индустрии такова: экоустойчивость и осознанное потребление должны стать не просто модными, а основополагающими — как для дизайнеров, так и для потребителей.

Синее платье из коллекции Джулии Давий «Раскрепощение»
Синее платье из коллекции Джулии Давий «Раскрепощение»
Фото: Vita Zamchevska, apparelnews.net

На Неделе моды в Нью-Йорке вы могли увидеть коллекцию одежды дизайнера Джулии Давий (Julia Daviy), «напечатанную» по безотходной технологии из переработанного пластика на 3D-принтере. Мара Хоффман (Mara Hoffman), известная своими устойчивыми принципами работы, представила одежду из экоматериалов, таких как лен, конопля и лиоцелл Tencel компании Lenzing. Дизайнеры из Ганы, Studio 189, показали коллекцию из тканей, которые были созданы традиционным способом мастерами батика, сотканного на ручных станках, с использованием натуральных красителей. В конце шоу зрители, среди которых были Наоми Кэмпбелл и Алиша Киз, аплодировали участникам стоя.

Платье «Хрупкость» из коллекции Джулии Давий «Раскрепощение»
Платье «Хрупкость» из коллекции Джулии Давий «Раскрепощение»
Фото: prnewswire.com

Показ Vin + Оmi открыл Неделю моды в Лондоне: там представили наряды из экоткани, разработанной специально для мероприятия. Ткачи — участники программы по обеспечению занятости населения графства Глостершир — под руководством дизайнеров создали материал Flaxley на основе льна (flax) и лесного купыря (cow parsley). Всемирно известный британский дизайнер Кристофер Рейберн (Christopher Raeburn) давно применяет экоустойчивые принципы и считается одним из лидеров «зеленой» моды. Он часто «переделывает» одежду и ткани, которые уже отслужили или не использовались, — скажем, военную форму. Это не мешает дизайнеру создавать вещи класса «люкс», которые пользуются огромным спросом. Рейберн представлен более чем в 60 магазинах по всему миру.

Показ коллекции Кристофера Рейберна. Неделя моды в Лондоне
Показ коллекции Кристофера Рейберна. Неделя моды в Лондоне
Фото: vogue.ru

Милан уже в третий раз становится центром экоустойчивой фэшн-индустрии. В дополнение к показам в итальянском городе присуждаются Награды зеленой дорожки в области моды (Green Carpet Fashion Awards), уже окрещенные «Оскаром» своей отрасли. Организатором выступает консалтинговая компания Eco Age, созданная Ливией Ферт, неутомимо продвигающей принципы устойчивого развития в фэшн-отрасли. Поддержка Национальной палаты моды Италии позволила проводить это мероприятие в оперном театре Ла Скала и привлечь известных людей. В этом году среди участников были модель Эль Макферсон и звезды кино Кейт Бланшетт, Джулианна Мур и Колин Ферт. Редактор Vogue International Сьюзи Менкес, один из самых влиятельных голосов в индустрии моды, получила награду The Visionary Award за свою работу.

Кейт Бланшетт на Green Carpet Fashion Awards, Милан
Кейт Бланшетт на Green Carpet Fashion Awards, Милан
Фото: instyle.es

В Париже показы подходят к концу. Новое поколение французских дизайнеров заявляет о себе через экоустойчивую моду. Марин Серр (Marine Serre), обладательница награды LVMH Prise 2017, с опытом работы у Демны Гвасалия — дизайнера, больше других повлиявшего на мир моды последних лет, — уверенно покоряет сердца молодых модников. Половина из представленных Серр нарядов сделана методом апсайклинга.

Показ Марин Серр. Неделя моды в Париже
Показ Марин Серр. Неделя моды в Париже
Фото: wwd.com