Цемент загрязняет окружающую среду сильнее грузовиков

Покупатели не готовы переплачивать за более экологичные стройматериалы

Производство цемента — одного из основных строительных материалов — является источником 7% мировых выбросов CO2, что превышает объем выбросов от всех грузовых автомобилей в мире. Но переходу на экологичные альтернативы препятствует их высокая стоимость, сообщает Bloomberg.

По данным Европейской ассоциации производителей цемента, при производстве тонны стройматериала выделяется не менее полтонны CO2 — больше, чем произведет среднестатистический автомобиль, преодолев путь из Нью-Йорка в Майами. Приблизительно две трети загрязняющих газов, образующихся при производстве цемента, попадает в воздух при сжигании известняка. Внутри печи содержащийся в известняке углерод вступает в реакцию с кислородом и попадает в атмосферу в виде углекислого газа.

«Спрос на экологически чистые материалы пока что слишком мал», — отметил Дженс Диболд, руководитель отдела по устойчивому развитию в швейцарской компании по производству стройматериалов LafargeHolcim. Некоторое время назад фирма начала продавать безуглеродный цемент. Но, по словам Диболда, высокая цена продукта отпугнула покупателей. Bloomberg отмечает, что более экологичные виды смеси могут строить втрое больше, чем традиционные. Исследователи из Университета Северной Каролины в Шарлотте подсчитали, что цена примерно 0,9 м геополимерного цемента может достигать $161, в то время как такой же объем наиболее распространенного сорта — портландцемента — обойдется покупателю в $51.

На выходе из печи получается клинкер — ключевой ингредиент цемента, который смешивают с гипсом, водой и гравием для получения бетона. Многие компании пытаются сократить количество клинкера в строительной смеси. Некоторые заменяют традиционные компоненты летучей золой из дымоходов углеперерабатывающих предприятий и шлаками из доменных печей для выплавки стали. В результате получается геополимерный бетон, который, по словам экспертов, позволяет снизить выбросы углерода на 80-90%.

Безуглеродный цемент производит австралийская компания Wagners Holding. Ее продукцию использовали для заливки рулежных дорожек и строительства фундамента и стеновых панелей для терминала в аэропорту Брисбен (Австралия). Фирма также работает с клиентами в Юго-Восточной Азии, Новой Зеландии, Индии, Европе и на Ближнем Востоке. На экологичный цемент стремительно переходит Бразилия. Там распространено такое сырье, как пуццолан (смесь вулканического пепла, пемзы и туфа, горной породы вулканического или осадочного происхождения, — прим. +1). В производимом в Бразилии стройматериале один из самых низких в мире показателей содержания клинкера — менее 70%. К 2050 году страна планирует сократить этот показатель до 50%.

Bloomberg отмечает, что на производителей стройматериала оказывает давление и «стоимость» выбросов CO2, обусловленная налогами и квотами, вводимыми в некоторых странах. По словам Тиффани Васс, которая оценивает энергетические технологии и политику отраслевой команды Международного энергетического агентства (МЭА), для повышения спроса на экологичный цемент необходимы действия со стороны политиков. По оценкам МЭА, к 2050 году объем производства цемента вырастет на 12–23%.

Автор

Евгения Чернышёва