Южная Корея ввела закон против издевательств на рабочем месте

Увольнение столкнувшихся с домогательствами сотрудников грозит их начальникам сроком до трех лет

В Южной Корее вступает в силу закон, который предусматривает уголовную ответственность для владельцев бизнеса за увольнение сотрудников, столкнувшихся с издевательствами и домогательствами на работе. Согласно закону, владельцев компаний, которые несправедливо понижают в должности или увольняют сотрудников, сообщивших о преследовании, могут приговорить к трем годам лишения свободы или штрафу в размере до $25 тыс.,сообщаетAFP.

Недавний правительственный опрос в Южной Корее показал, что две трети жителей страны столкнулись с издевательствами на рабочем месте, в то время как 80% респондентов были свидетелями подобных ситуаций. Одним из самых громких случаев стал скандал с дочерью главы Korean Air, которая в 2014 году разозлилась на стюардессу бизнес-класса на борту самолета из-за того, что бортпроводница подала ей орешки в упаковке, а не на тарелке.

Корейский рынок труда характеризуют жесткая иерархия в компаниях, высокая конкуренция за рабочие места и значение социального статуса. Это способствует созданию токсичной рабочей среды в корейской экономике, где доминируют семейные бизнес-конгломераты.

Как рассказала AFP 37-летняя Кристин Юнг, работающая в офисе в Южной Корее, она сталкивалась с издевательствами на работе со стороны своего начальника на протяжении нескольких месяцев. Обидчиком Юнг был отец генерального директора компании. Когда женщина наконец решилась дать отпор обидчику и рассказать о случившемся, ее уволили и предъявили иск за клевету.

Подобные ситуации распространены в Южной Корее, местные жители называют их словом«габджил». Как правило, простые сотрудники закрывают глаза на оскорбительное поведение начальства и тех, кто имеет власть.

«Однажды он сказал, что здание трясется, когда я иду, из-за того, что я “слишком толстая”. Был случай, когда он пытался следовать за мной в женский туалет. Другой раз он трогал мой живот в его кабинете», — рассказала Юнг. По словам женщины, когда она попыталась придать это огласке, менеджмент компании обвинил ее в мужененавистничестве и лжи.

В прошлом году Юнг обратилась в министерство труда. Там ей сказали, что данная ситуация не может классифицироваться как издевательства на работе, так как ее обидчик не являлся непосредственным начальником и официально не работает в компании. При этом, по словам женщины, мужчина приходил в офис практически каждый день.

По данным местных некоммерческих организаций, в том числе Workplace Gabjil 119, которая занимается правозащитной деятельностью в сфере труда, зафиксированы случаи, когда менеджеры компании заставляли сотрудников писать эссе для своих детей, выполнять«сексуальные танцы»для руководства и даже выдергивать седые волосы у начальников. Были и случаи насилия. В 2016 году профессора университета заключили в тюрьму за жестокое обращение со своим бывшим студентом и сотрудником, которого мужчина избил бейсбольной битой и заставил съесть человеческие фекалии за то, что тот брал в рабочее время короткие перерывы на отдых. Ранее стало известно о двух случаях суицида медсестер. В Южной Корее они проходят жесткие курсы подготовки и корпоративной культуры, которую называют«сгореть дотла», работая на износ. В прошлом году женская сборная Южной Кореи по керлингу, завоевавшая серебро на зимних Олимпийских играх в Пхенчхане, обвинила своих тренеров в жестоком обращении и эксплуатации.

Издание подчеркивает, что проблема присутствует во всех сферах — от индустрии корейской поп-музыки до системы здравоохранения и научных кругов. Однако в условиях слабой системы социальной защиты и роста безработицы жертвам трудно придавать подобные случаи огласке из-за страха потерять работу или должность.

По словам активиста организации Workplace Gabjil 119 Парка Джом-Гю, даже с этим законом Южной Корее предстоит пройти долгий путь, поскольку он не предусматривает прямой криминализации виновников, а только работодателей, которые наказывают жертв за то, что те заявляют о проблемах.«Это все равно важный шаг навстречу изменениям, — сказал Джом-Гю. — Теперь люди будут чувствовать себя относительно безопаснее, рассказывая о случаях домогательств на работе».

Социолог из Сеульского университета Майкл Херт считает, что одержимость иерархией — наследие японского милитаризма с того времени, когда Корея находилась под властью Японии и была ее колонией. Позже иерархичные структуры приняли авторитарные лидеры Юга. Херт уверен, что при такой структуре власти,«габджил»на работе — это способ доказать себе и другим свою социальную значимость.

В начале июля Международная организация труда (МОТ)принялаКонвенцию о недопустимости насилия и домогательств на рабочем месте, а также рекомендации по борьбе с этими явлениями. Конвенция стала первым документом такого рода.

Автор: Татьяна Кондратенко