Владимир Молодых: Мы хотим дать детям не рыбу, а удочку

В интервью +1 председатель ассоциации «Игры Будущего», учредитель проекта «Полдень» Владимир Молодых рассказал о программе образовательных игр, которые готовят выпускников детских домов к успешной и счастливой самостоятельной жизни.


Владимир Молодых
Фотография предоставлена проектом "Полдень"

— «Полдень» занимается прикладными задачами, связанными с социальной адаптацией детей из детских домов. В чем заключается основная проблема ребенка, который начал жить один?

— Давайте я начну с типичного примера. Выпускник детского дома получил квартиру, в комнате перегорела лампочка. Казалось бы, что за проблема поменять лампочку? Но подросток начинает пользоваться светом из коридора, пока лампочка не перегорит и там. Почему? Потому, что он не имеет опыта замены лампочки или решения подобной ситуации, не знает с чего начать. Ключевые проблемы у этих детей такие: отсутствие навыка ставить цели и добиваться их, затруднения в коммуникации и социальных взаимодействиях, неумение находить подход к решению нестандартных ситуаций. И лекции о том, как проявлять инициативу и доводить дело до конца, тут бесполезны. Нужен собственный опыт. «Полдень» обучает детей самостоятельности через образовательные игры. Это один из самых эффективных методов на сегодняшний день.


Фотография предоставлена проектом "Полдень"

— Расскажите про метод, в чем секрет эффективности?

— Конструируется сложная обучающая игровая ситуация, и ребенок в ней действует. В результате он получает личный опыт самостоятельного выбора, столкновения позиций, переживаний. Обязательная часть — совместный разбор поведения и реакций. За полный трехлетний цикл программы дети проигрывают 36 уникальных ролевых сценариев. Программа разбита на модули по 3-4 игры. Каждый посвящен определенной единице содержания, например, целеполаганию, коммуникации. Правильно подбирая модули можно адаптировать программу под конкретную группу детей. Методика хорошо поддается тиражированию, у нас на счету уже около 20 успешных запусков в регионах. По данным одного из наших проектов, 84% участников используют приобретенные навыки в реальной жизни. Большинство других форм обучения не даёт такого результата.


Фотография предоставлена проектом "Полдень"

— Как возникла идея применить этот метод в детских домах?

— К моменту старта проекта наша команда энтузиастов совместно с коллегами из МГУ уже занималась игровыми и деятельностными методами в высшем и бизнес-образовании. Общение с коллегами из благотворительности натолкнуло нас на идею о том, что наши методы могут помочь и детям в трудной жизненной ситуации. Мы сделали простенькую образовательную игру, приехали в детский дом и были впечатлены результатами. Игровые методы отлично работают с мотивацией и вовлечением. Сегодня мы работаем системно. Проект идет в 23 регионах и ежегодно охватывает более 1000 детей 13-17 лет.

— Какой должна быть стратегия сопровождения и адаптации детей-сирот?

— Если в двух словах, то мы хотим дать детям не рыбу, а удочку. Детям из детских домов, особенно в крупных городах, не нужны подарки и развлечения. Они только вредят и воспитывают иждивенчество. Дети привыкают, что все вокруг них бегают, а с выходом во взрослую жизнь все драматически меняется. Покинув детский дом, подросток должен уметь самостоятельно разбираться с проблемами. Например, найти работу. Мы учим понимать, какую работу ты сможешь хорошо выполнять и быть счастливым и обеспеченным, как спланировать учебную и карьерную траекторию, постоянно улучшать свои навыки, применять эмоциональный интеллект.


Фотография предоставлена проектом "Полдень"

— Для решения задач проекта возможны ли системные коммуникации с государственными структурами или бизнесом в рамках социального партнерства?

— Да, конечно. Проект так устроен, что все наши партнеры получают практическую пользу. Волонтеры осваивают новые техники, участвуют в разработке игр и получают мотивацию для личностного роста. Сотрудникам детских домов проект помогает справляться с профессиональным выгоранием через общение с коллегами-специалистами и доступ к новым методикам. Проект поддерживают Министерство образования, Министерство труда и социальной защиты, Департаменты социальной защиты Москвы и регионов. Результаты наших программ дают хорошую статистику по проблемным категориям молодежи и продвижению эффективных социальных технологий. Для наших бизнес-партнеров «Полдень» является эффективной программой корпоративного волонтерства, которая помогает формировать ценностное наполнение имиджа компании и ее брендов.

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl/Cmd+Enter