Ученые определили семь «универ­саль­ных моральных правил»

Люди по всему миру сохраняют базовые принципы поведения

Ученые из Института когнитивной и эволюционной антропологии Оксфордского университета (Великобритания) проанализировали этнографические представления о нравственности в случайной выборке из 60 сообществ по всей планете и выявили семь универсальных моральных правил. Для этого они изучили 600 тыс. слов из более чем 600 источников Ареальной картотеки человеческих отношений (Human Relations Area Files, HRAF). Об этом рассказывает портал Mother Nature Network.

К руководящим принципам исследователи отнесли помощь своей семье, помощь своей общине, взаимопомощь, храбрость, уважение мнения начальства, справедливое разделение ресурсов и уважение чужой собственности. Ученые выяснили, что ни одно из правил не воспринималось людьми как «плохое», и позитивное отношение к ним было присуще большинству сообществ на всех континентах.

«Дискуссия между моральными универсалистами (считают, что этическая система может регулировать поведение членов любого сообщества — прим. +1) и моральными релятивистами (отрицают существование обязательных нравственных норм — прим. +1) бушевала веками, но теперь у нас есть некоторые ответы, — сказал ведущий автор работы Оливер Скотт Карри. — Люди повсюду сталкиваются с похожим набором социальных проблем и используют аналогичный набор моральных правил для их решения. Все согласны с тем, что сотрудничество, содействие общему благу — это то, что нужно делать».

Исследование анализирует учение о морали с точки зрения взаимодействия людей. Авторы работы определяют мораль как нравственные принципы, которые объединяют и укрепляют группы людей, не позволяя им вести себя эгоистично в ущерб общему благу. Так, человек может рискнуть собственной жизнью, чтобы защитить близких родственников, и ценит солидарность, потому что видит силу в численности. Необходимость разрешения конфликтов, в свою очередь, может заставлять людей восхищаться храбростью, уважением к начальству, а также справедливым разделением ресурсов и соблюдением прав собственности.

Авторы подчеркивают, что правила для разных социальных групп правила имеют разные приоритеты и не указывают на конкретные «грехи», которых следует избегать. Например, нападение на кого-то без разрешения, «не является фундаментальным моральным нарушением», и уровень вреда будет варьироваться в зависимости от контекста. Вред, причиненный просто так, будет считаться «морально плохим», но вред, причиной которого стало наказание или самооборона, будет восприниматься как «морально хороший».

«Мы надеемся, что это исследование будет способствовать взаимопониманию между людьми разных культур; пониманию того, что у нас общего, и чем мы отличаемся», — добавил Карри. Исследование, по мнению авторов, является крупнейшей и наиболее полной кросс-культурной работой, но им еще предстоит выяснить, может ли мораль сотрудничества объяснить все аспекты взаимодействия между людьми.

Автор

Евгения Чернышёва