Свалить все на «Синего кита»

Специалисты проекта социальной адаптации трудных подростков «Полдень» проанализировали механизмы функционирования групп смерти в соцсетях и объяснили, почему опасные игры в интернете так привлекательны для подростков.

Сейчас уже сложно понять, когда появилась первая группа смерти, но ясно, почему они распространились. Подростки любят все необычное, ищут странные сайты и группы в соцсетях. Попав в игру, подросток-тихоня может почувствовать себя крутым, взрослым, причастным к серьезному и опасному приключению.

Выяснить, кто первым создал виртуальные забавы, уже вряд ли возможно. Но процесс, механика и образы участников подсказывают нам, что и администраторы, и игроки — подростки. Чтобы попасть в игру, нужно или получить приглашение, или написать сообщение в сети, оставляя хэштег, ключевое слово. За каждым участником закрепляется куратор, который ежедневно присылает задания. Игра длится 50 дней. Первые задания — не слишком экстремальные: выйти на улицу без куртки или читать книгу на протяжении двух часов. Но с каждым днем вызовы становятся все серьезнее: например, перебежать дорогу на красный, выйти на карниз и смотреть вниз. Последние пять задач крайне опасны, и могут привести к смерти, а последняя, пятидесятая, так и звучит: «Убить себя».

Игроку нужно соблюдать жесткий режим: вставать в 4.20 несколько дней подряд. Людьми в состоянии депривации легче манипулировать. Второй этап направлен на притупление инстинктов. На этом этапе куратор оказывает дополнительное давление — например, требует убить близкого человека. В случае отказа и выхода из игры организатор угрожает выложить в сеть компромат на участника. В игре нет момента, когда можно позвать на помощь: участнику не разрешается рассказывать в соцсетях о том, что именно с ним происходит.

Проверка на прочность — тенденция возраста. Наибольшая вероятность вовлечения в опасные игры наблюдается у подростков 12-14 лет. В этом возрасте они начинают ощущать себя личностью, взрослой и независимой. Возможность распоряжаться своим телом и даже жизнью видится одной из обретенных привилегий.

Для некоторых подростков «Синий кит» — экстремальная игра для получения адреналина. Других она привлекает возможностями и статусом, третьи играют просто из любопытства. Есть и те, кто в игре ради власти. В виртуальном мире можно построить «смертельную» карьеру — стать администратором или, наоборот, бросить админу вызов, и таким образом самоутвердиться.

Здоровый и спокойный ребенок либо не начнет играть вовсе, либо быстро выйдет из игры. Но есть небольшая группа детей, которая стремиться погасить свою душевную боль за счет привлечения внимания. Вступая в игру, каждый участник уже находится в беде и, скорее всего, переживает психологическую травму.

Суицидальное поведение, нанесение себе порезов и угрозы покончить с собой подростки зачастую используют, как способ привлечь внимание. Но некоторым так и не удается преодолеть равнодушие родителей.

Подготовлено по итогам серии круглых столов «Опасные игры», проведенных проектом «Полдень».

Автор

Алиса Орлова