«Как визионер я хочу, чтобы социальные предприятия развивались и масштабиро­ва­лись, а мы с каждой покупкой голосовали рублем за более инклюзивное, справедливое и гуманное общество»

21 ноября в Москве прошла конференция «Визионеры», собравшая вместе основателей и владельцев разных российских компаний. В их числе оказались руководители QIWI, Qlean, BuySocial, «Теремок» и «Даблби». Участники мероприятия разобрали кейсы из своей практики и рассказали о социально ответственных подходах к бизнесу в российских реалиях. Они объяснили, почему бренду косметики важно спасать Байкал, как поддерживать коренные народы и чем инклюзивный подход поможет в продвижении компании.

Первым поделился секретами успеха основатель и управляющий сети «Теремок» Михаил Гончаров. По его словам, в компании никогда не проводились тим-билдинги, вместо этого работает принцип подбора персонала по «смешанно-возрастному принципу». «Мы формируем бригаду с разными возрастами — 20 лет, 25, 35, 45 и 50. Во-первых, мы никогда не ставили ограничения по возрасту сверху. Во-вторых, этот подход хорош тем, что более опытные сотрудники, увидев, как мучается несчастный молодой человек, делятся опытом, помогают. Соответственно, молодой, дерзкий и бойкий дает какую-то энергетику тому, кто постарше. Получается очень интересный тим-билдинг», — объяснил он.

Андрей Трубников, основатель косметических брендов Natura Siberica, «Рецепты бабушки Агафьи» и Organic Shop, объяснил, что он вообще не тратит деньги на маркетинговые исследования, — о дизайне и качестве продукта он консультируется с женщинами в своей компании, например, с сотрудницами бухгалтерии. По его словам, единственное, на чем экономить нельзя, — это дизайн, а для выхода на другие рынки придется подстраиваться под местные реалии. Например, многие страны требуют различные виды сертификации, и сейчас 40% продукции Natura Siberica имеют международные сертификаты ICEA и Cosmos, а также британский Soil Association, немецкий BDIH и французский Ecocert. Трубников также рассказал +1 об отношениях с коренными народами Сибири: «Мы не строим им дома, но позволяем зарабатывать. Например, мы взаимодействуем с Ассоциацией народов Камчатки. Они собирают для нас травы в лесу, и мы им за это платим».

Основательница и генеральный директор сети кофеен «Даблби» Анна Цфасман отметила опасность климатических изменений для крупных компаний-закупщиков кофе. «Гарантированно дорожать будет все, что связано с сельским хозяйством и ручным трудом. Изменение климата повлияет кардинальным образом на тех, кто кофе покупает дешево. И Starbucks, и Nestle, — у них будут серьезные проблемы», — объяснила Цфасман. По ее словам, на «Даблби» изменение климата не повлияет, поэтому у компании нет на этот счет никакой особой стратегии.

Соосновательница проекта BuySocial Любовь Ермолаева рассказала конкретные случаи социальных предпринимателей, которые получили поддержку на платформе. Девушка Алина получила работу в социальном предприятии «Шоколадная мануфактура» в Ярославской области, которое трудоустраивает людей с аутизмом. Михаил сотрудничает творческим объединением «Круг», делает дизайнерскую керамику, несмотря на инвалидность по зрению. Пенсионерка Анна Александровна из Свердловской области участвует в проекте «Бабушкин чулан» — она вяжет разные изделия и получает за это деньги. «Ответственное потребление становится трендом, и в том числе компании стремятся покупать продукт со смыслом, например, в качестве корпоративных подарков», — заявила Ермолаева. Ее поддержал генеральный директор eBay Россия Илья Кретов — он подчеркнул, что инклюзивный подход может помочь в продвижении компании, и рассказал о проекте Everyday Heroes, который позволяет привлекать деньги со всего мира на локальные социально значимые проекты.

Президент SiberianWellness Татьяна Гороховская подчеркнула необходимость отдавать должное окружающей среде, у которой компания берет ресурсы: «Огромный объем работы мы выполняем в отношении экологической ответственности, поскольку мы родом из Сибири и знаем, что у природы надо не только брать, но и отдавать». Компания инвестирует в фонд «Мир вокруг тебя», проводит акции по посадке деревьев, защищает озеро Байкал и участвует в проектах по сохранению сокола-балобана и снежного барса.

Роман Кумар Виас, основатель маркетингового агентства Qmarketing и совладелец компании Qlean, ближе к концу мероприятия подробно рассказал о своем видении визионеров: «Это человек, который получает деньги, но при этом стимулирует прогресс и помогает человечеству». По его словам, «лидеры специализируются на том, чтобы вдохновлять окружающих своим видением. Они мотивируют единство и держат всех on the same page».

Автор

Елена Палёнова