Малый размер национального значения

В России работает 3064 государственных музея. Они получают финансирование из федерального, региональных и муниципальных бюджетов. Коллекции Третьяковской галереи, Русского и Пушкинского музеев и Эрмитажа представляют мировую ценность, и к их выставочным залам не зарастает народная тропа. В большинстве городов есть малые государственные и частные музеи — то есть учреждения с небольшим числом экспонатов, компактными выставочными площадями и ограниченные тематически.

Фото: flickr.com/zemlymag

На поверхностный взгляд, малые музеи выглядят аутсайдерами в сравнении с «грандами», хотя и выполняют схожие функции: собирают и выставляют коллекции, занимаются образовательной работой, в рамках своих скромных ресурсов. Развиваться малым музеям помогают грантовые программы. Одна из них — «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина — поддерживает учреждения, стремящиеся к инновациям и ведущие просветительскую деятельность. Благотворительный фонд Геннадия и Елены Тимченко в рамках проекта «Культурная мозаика малых городов и сел» занимается социокультурными инициативами в населенных пунктах до 50 тыс. жителей. С 2014 г. более 4 тыс. заявок на участие в проекте было принято от учреждений культуры. В 2018 г. одно из направлений конкурса полностью посвятили музеям малых территорий.

Тем не менее в обществе сложились стереотипы по поводу современных малых музеев. +1ГОРОД разобрал их вместе с экспертами и представителями учреждений культуры.

Стереотип 1. Хороший музей — большой музей

Сергей Дорожков, директор Переславского железнодорожного музея:

Крупные музеи представляют историю в целом, в макрообъеме. У них нет возможности концентрироваться на деталях. Детальное просвещение — задача малых музеев. Теоретически их роль велика, так как, в силу региональной или тематической специализации, они сохраняют и изучают конкретные отрасли или поля местной специфической культуры.

Наталия Дронова, директор Международного центра ответственного туризма в РФ и СНГ:

Задачей ответственного туризма является сохранение природного и культурно-исторического наследия, традиций и самобытности. Такая миссия при правильной подаче материала и продвижении является успешной и работающей культурной практикой. Уникальность ложится в основу самого музея, а далее нанизываются современные технологии. От того, насколько они хорошо применяются, зависит успех малого музея.

Наталья Черкашина, начальник отдела мемориальных квартир Государственного музея В.В. Маяковского:

Современное общество хочет видеть музей частью жизненного пространства. Музей показал, что способен расширять деятельность, способен быть полноправным участником формирования и развития позитивного социокультурного образа территории. Малые музеи физически ближе к посетителю. Через них возможны изменения образов отдельных локаций, складывающихся в дальнейшем в позитивное восприятие пространства в целом.

Леонид Глазов, совладелец пчеловодного музея «Медовый хуторок»:

Представим: вы хотите почувствовать, что такое пчеловодство XIX-XX веков. Как это понять? Книги, фильмы, музеи за стеклом дают только канву. В малых музеях, как наш, вы можете все потрогать, попробовать и почувствовать себя в образе пчеловода. Без этого нельзя ощутить эпоху, профессию, историческое событие. Мы — один из элементов устойчивости народной культуры.

Стереотип 2. В малых музеях скучно

Леонид Глазов:

Преимущество малых музеев — специализация и уникальная коллекция. Наш музей посвящен пчеловодству и крестьянско-фермерскому хозяйству XIX-XX веков. У нас представлены редкие ульи, топоры, предметы сельского хозяйства. Каждую эпоху характеризует ограниченный круг предметов. Музей, представивший все предметы, заинтересует экспертов и фанатов. Когда человек чем-то заинтересовывается, то лучшая возможность повысить уровень знаний — посетить узкоспециализированный музей по тематике.

Наталья Черкашина:

Музеи все активнее включаются в диалог с посетителем, который становится полноправным участником процесса актуализации исторической памяти. Малым музеям легче выстраивать взаимодействие с конкретным индивидуумом и с местным сообществом. Жители ближайших домов и района — активная, перспективная аудитория, имеющая потенциал в совместном с музеем сохранении локальной памяти. Малые музеи изучают и представляют исторические события через индивидуальный опыт, задействуя его в интерпретации событий и явлений. Они всегда будут интересны посетителю, обращаясь к его собственному переживанию.

Сергей Дорожков:

Тематика малого музея, как правило, узкая, и есть возможность глубже концентрироваться на изучении соответствующей темы. Это позволяет сохранять сами предметы, а также элементы инфраструктуры, навыки, обычаи, части среды бытования. Больше возможностей воспитывать целевую аудиторию, возможностей адресной работы с индивидуальными посетителями и группами.

Стереотип 3. Малые музеи исчезают

Наталия Дронова:

Музеям сейчас грех жаловаться. Такой грантовой поддержки нет ни у других учреждений культуры, ни у производств. На мой взгляд, больший интерес будет к музеям, сохраняющим и несущим в массы рассказ о былых советских производствах, а также сохраняющих навыки и знания тех, кто на них работал. Конечно, один из самых перспективных способов развития музея — перенесение в цифру.

Стереотип 4. Нужно больше музеев

Сергей Дорожков:

В силу тотального профессионального голода и непонимания целей и задач музейной деятельности, роли малых музеев не исполняются. Большой урон их репутации наносят распространившиеся выставки различных коллекций, рекламирующие себя под вывесками «музеев», но не ведущие никакой научной и просветительской работы. Как правило, цель подобных организаций музейного типа — развлекательная.

Наталия Дронова:

Слишком много музеев — неправильный подход. Лучше сосредоточиться на развитии экономики. Любое учреждение культуры способно создать 7-10 дополнительных рабочих мест. Но все местные жители работать в музеи не пойдут. Лучше стимулировать производства. Жителям малых территорий нужны детские сады, магазины, транспорт, рабочие места, без которых люди будут уезжать в большие города за заработком. Важен баланс.