Летающие такси могут снизить углеродный след перевозок на большие расстояния

Футуристичные летающие электротакси, похожие на транспорт из фильма «Бегущий по лезвию», могут стать более быстрым и экологичным способом передвижения на большие расстояния. К такому выводу пришли ученые из Мичиганского университета (США), сообщает Thomson Reuters.

Фото: Warner Bros.

В настоящее время разработки автомобилей вертикального взлета и посадки ведет ряд компаний. Среди них — Audi, Airbus, Rolls-Royce, Uber, Toyota. Есть также несколько российских проектов. Самый известный — двухместный летательный электромобиль «Бегалет».

Разработки включают машины, которые способны разгоняться до 160 и даже 360 км, облетая пробки, и приземляться на небольших площадках в загруженных центрах мегаполисов. Согласно подсчетам исследователей из Мичиганского университета, углеродный след перевозки пассажиров в летающем электромобиле на расстояние в 100 километров будет в два раза ниже, чем у обычного такси.

«Нас удивило, что автомобили вертикального взлета и посадки оказались конкурентоспособными с точки зрения энергопотребления и выбросов парниковых газов», — отметил один из авторов исследования, сотрудник Центра устойчивых систем при Мичиганском университете Грегори Келеян.

Ученые работали вместе со специалистами автомобилестроительной компании Ford. Анализ показал, что летающие автомобили тратят много энергии при взлете и наборе высоты. Они имеют больший углеродный след, чем обычные машины, в коротких поездках, но более экологичны при перемещении на большие расстояния, поскольку потребляют мало энергии при перелете.

Исследователи уверены, что продажа билетов на летающие такси будет строиться по принципу продажи мест в самолетах. Поэтому загрузка такого транспорта должна быть выше, чем у обычных такси.

По подсчетам ученых, летающее такси с одним водителем и тремя пассажирами способно преодолеть 100 километров за 27 минут. При этом углеродный след каждого пассажира в такой поездке будет ниже на 52% в сравнении с двумя работающими на бензине машинами. Кроме того, углеродные выбросы на одного пассажира будут на 6% ниже, чем в случае двух обычных электрокаров на дороге.

Специалисты предупреждают, что показатели будут другими, если в летающем такси сидит один пассажир. В этом случае углеродный след будет ниже на 35% в сравнении с автомобилем на бензине и на 28% выше, чем у обычного электрокара.

Эксперты предполагают, что летающие машины вряд ли смогут стать более устойчивым массовым транспортом. По мнению авторов исследования, самый эффективный и простой способ экологизировать перевозки на большие расстояния — предоставлять пассажирам различные варианты передвижения, совершенствовать общественный транспорт и максимально снижать количество незаполненных машин с одним пассажиром.

По данным Агентства по охране окружающей среды США, среднестатистическая легковая машина на ископаемом топливе выбрасывает около 4,6 метрических тонн углекислого газа в год. В Европе дорожный транспорт ответственен за 17,5 % от общего углеродного следа. Этот показатель увеличился на 23% в период с 1990 по 2009 годы.