МАТЕРИАЛ УЧАСТНИКА ПЛАТФОРМЫ +1

Корпоративное волонтерство как возможность для сотрудника

Рустам Закиев — директор департамента коммуникационных и социальных проектов компании РУСАЛ, одного из крупнейших в мире производителей алюминия и глинозема. В РУСАЛе работают более 60-ти тысяч человек, почти 40 предприятий расположены во всех уголках России. Читайте, сколько человек в компании посвящают себя волонтерству, и как участие в подобных программах служит социальным лифтом для ее сотрудников.

Чем отличается корпоративный волонтер от обычного?

Фактически ничем! Разница только в том, что для корпоративных волонтеров программы помогает разрабатывать сама корпорация, с учетом своих приоритетов в социальной деятельности. Любой сотрудник может потратить часть своего свободного времени на волонтерскую деятельность, как участвуя в тех программах, которые предлагаются на работе, или же независимо от того, есть у него на работе такие программы или нет; может продолжить участвовать в проектах, которые он сам поддерживает.

Термин «корпоративное волонтерство» подразумевает несколько вещей. Первое — что эта деятельность ведется в рамках какой-либо «корпорации», а это может быть любая организация, компания, предприятие, даже учебное заведение. Второе — что это системная деятельность, некая программа, направленная на вовлечение сотрудников в благотворительность и/или социальную деятельность через волонтерство.

Как волонтерская деятельность может помогать компании — работает ли это в реальном мире?

Возможно, вы удивитесь, но корпоративное волонтерство решает и другие задачи бизнеса — а именно, задачи HR. Любой корпоративный волонтер — это сотрудник. Какие возможности дает для сотрудников участие в волонтерской деятельности? Первое — это развитие так называемых soft skills (комплекс важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе). Потому что в ходе волонтерских проектов приходится решать много задач, реализуемых организацией. Например, планировать, бюджетировать, проводить переговоры, делать коммуникационные и PR-программы и т. д. И для сотрудников, которые в силу своего функционала, должностных обязанностей, не сталкиваются с такими задачами на своем рабочем месте, это хорошая возможность для развития своих лидерских качеств и soft skills.

В нашей компании часто бывает так, что молодой человек с высшим образованием сначала приходит на рабочую позицию — потому что управленческих вакансий на предприятиях не так много. Быстро построить карьеру сложно, но очень важно удержать в компании активных и инициативных сотрудников, и как раз волонтерство является у нас программой, которая позволяет найти активных людей, и на первых этапах их карьеры интегрировать в деятельность, прокачивать навыки, вести к карьерному росту, налаживать горизонтальные связи. Деятельность, построенная на инициативах и предложениях человека, располагает его к компании. К его мнению прислушиваются, и он чувствует, что может на что-то повлиять.

Чем именно занимаются волонтеры в РУСАЛе, на что тратят время?

Волонтерская деятельность в РУСАЛе началась достаточно давно — фактически, в 2010 году. В это время мы начали формировать Молодежные советы на предприятиях, которые стали опорными точками для развития в компании молодежных программ. В рамках волонтерской деятельности Молодежных советов мы обучили большое количество наших сотрудников навыкам волонтерства, вовлекаем их в различные инициативы. Все эти программы реализуются в масштабах компании фактически по всей стране, везде, где есть наши предприятия. Например, Новогодний благотворительный марафон, который мы запустили в 2011 году, вот уже восемь лет проходит на предприятиях в 19-ти городах России. В этом году в нем участвовало более 1100 корпоративных и городских волонтеров, которые организовали 365 благотворительных акций в пользу многодетных и малообеспеченных семей; детей из детских домов, приютов, а также для инвалидов и одиноких пожилых людей. Адресную помощь получили 6070 человек и 107 организаций.

Марафон был задуман как проект, который должен заинтересовать людей волонтерской деятельностью, показать ее многообразие, поэтому мы его разработали как квест: надо было формировать команды, проходить станции, решать задания. В качестве приза команды-победители получают благотворительные сертификаты на сумму до 100 тысяч рублей, которые направляют на поддержку организаций по своему усмотрению. И для небольших городов Новогодний благотворительный марафон стал и является очень важным элементом социальной жизни.

Помимо этого проекта , у нас есть программа «День Енисея» (развитие эковолонтерства, экопросвещение, приведение в порядок берегов рек) — в 2018 году она заняла второе место в номинации «Лучшая программа, раскрывающая политику и принципы корпоративных социальных инвестиций компании» в конкурсе «Лидеры корпоративной благотворительности-Сибирь».

Работает грантовая программа «Помогать просто»; экомарафон «Зеленая волна», связанный с озеленением и посадками деревьев, партнерские программы «Поводок» для приютов домашних животных. Для обучения волонтеров, координаторов и руководителей волонтерских программ мы разработали обучающую программу в рамках нашего большого образовательного проекта «Школа городских изменений». Представительства нашего корпоративного фонда «Центр социальных программ» работают в таких городах как Красноярск, Ачинск, Новокузнецк, Саяногорск, Братск, Шелехов, Краснотурьинск, Каменск-Уральский, Североуральск, Волгоград, Москва. Сегодня в волонтерской активности РУСАЛа постоянно участвуют порядка трех тысяч человек — это основное ядро, плюс тысячи три участвуют время от времени.

Удается ли сотрудникам выделять время на волонтерство? Помогает ли им в этом предприятие?

Мы отметили, что чем меньше город, тем больше вовлеченность людей. Например, в Братске завод-миллионник — там около восьми тысяч сотрудников, активных волонтеров — более 300 человек. Очень много волонтеров в Новокузнецке и Каменск-Уральском.

Часто срабатывает фактор руководителя предприятия — насколько он поддерживает и разделяет ценности волонтерства. А вот в Красноярске и Москве волонтерских инициатив меньше — в больших городах людей сложно вовлекать в какую-либо деятельность в выходные. Поэтому мы в этом году хотим сделать перезапуск наших волонтерских программ, вместе с коллегами из Дирекции по персоналу разработаем механизм, который позволит сотрудникам участвовать в благотворительной или волонтерской деятельности в будние дни. Поговорим об этом с отделами кадров, чтобы эти часы не засчитывались как прогулы. И за счет этого, думаю, увеличим количество людей, которые будут участвовать в благотворительности.

Через волонтерские программы и инициативы и происходит формирование актива и запускается социальный лифт: человека видят, понимают, что на него можно положиться, он ответственный и не подведет. Если у сотрудника при этом — хорошие профессиональные навыки, эта история срабатывает. У нас есть много примеров того, как люди таким образом поднимаются по служебной лестнице. Всем руководителям нужны ответственные и инициативные сотрудники, на которых можно положиться.

Рустам Закиев — участник Карты лидеров изменений в социальной сфере СоцЧейн, подготовленной Центром содействия инноваций в обществе «СОЛь». Посмотреть карту можно по ссылке

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Текст

Интервью: ЦСИО «СОЛь», подготовила Наташа Полетаева