Кому — Великий пост, кому — коммер­ция

Светлое Христово Воскресение у православных считается главным праздником в церковном календаре. Эта дата отмечается с размахом. Даже священнослужители говорят, что Пасха — это праздник, в который радоваться должна не только душа, но и тело, ведь в этот день также заканчивается Великий пост.

В преддверии Пасхи уже никого не удивить постным меню в ресторанах или постными, с растительными сливками и морковными коржами, тортами в кондитерских. Но пик подготовки к празднику приходится на последнюю неделю: прилавки супермаркетов ломятся под тяжестью куличей, крашеных яиц и декоративных цыплят или кроликов. Вербы и куличи заполняют стихийные развалы у метро. А те, кто могут себе позволить творог и яйца «из деревни», стоят в очередях на рынках.

Любая коммерческая организация, не только торговая, создана для извлечения прибыли, говорит Владимир Ионкин, заместитель исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли.

«Магазины заинтересованы в ажиотаже вокруг подарков и атрибутики к праздникам, провоцируя среди покупателей интерес к себе. Ажиотаж приводит к росту товарооборота. Шумиха лежит в основе модели торговли как таковой, — говорит Ионкин. — Сейчас в России покупательная способность находится на невысоком уровне из-за снижения у потребителя в последние годы доходов. Нынешняя экономическая ситуация вынуждает продавцов изобретать все более изощренные инструменты для стимулирования покупок».

Пасха становится главным праздником. Во всяком случае, после Нового года — точно. Прошлогодний опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показал, что Пасха входит в тройку самых популярных праздников в нашей стране: 31% россиян считают для себя важным этот день. Как и на Новый год, на Пасху наблюдается массовая закупка разнообразной атрибутики праздника и продуктов к столу. Но все же у церковного праздника с точки зрения линейной экономики есть проблема: ее коммерциализация — не такая легкая, как у Нового года. На Пасхе труднее заработать из-за значительно меньших объемов продаж. Успеха добиваются только производители и реализаторы традиционных обрядовых и тематических товаров.

Куриные яйца — один из самых востребованных продуктов в преддверии любого праздника. Но к Пасхе спрос на них возрастает, поскольку, помимо привычных блюд, они используются в обрядовой части праздника — на каждом столе обязательно должны присутствовать раскрашенные вареные яйца. В ФАС утверждают, что традиционного роста цен на этот продукт перед Пасхой в текущем году не наблюдалось.

Пасхальная и церковная атрибутика остается самой востребованной в период предпраздничных продаж: краски и наклейки для пасхальных яиц, глазурь и посыпка для куличей, плетеные корзинки, искусственные цветы, лампадки, церковные свечи и многое другое. Все это, с расчетом на запасливых хозяек, наводняет рынки и прилавки супермаркетов еще за месяц до Пасхи.

Handmade — особенно модными считаются элементы декора, изготовленные вручную: расшитые вафельные салфетки, небольшие плетеные корзинки, расписанная посуда, поздравительные открытки, подставки под яйца, цветочные композиции.

Пока продавцы ищут новые пути коммерциализации Пасхи, отметить Светлое Христово Воскресение с традиционной атрибутикой стремится все большее число наших соотечественников. Данные опроса ВЦИОМ в этом году показали, что 77% россиян знают, когда в этом году отмечается праздник Пасхи. Лучше других осведомлены православные (85%), однако и среди неверующих большинству респондентов эта дата известна (61%). Вдобавок, 50% опрошенных правильно понимают, что празднуют в Пасху, называя Воскресение Христа. 48% опрошенных будут готовить куличи и красить яйца. Не планируют праздновать Пасху 18% всех опрошенных.

Автор

Марья Совина