Когда без помощи не обойтись

В воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) родителям не обойтись без помощи специалистов. Речь идет не только о психологической поддержке, но и о специализированных методиках обучения, развития творческих способностей и так далее. Родителям «особых» детей из Уфы есть, куда обратиться за помощью.

10 сентября 2014 года в Уфе был организован Инклюзивный Центр семьи и детства «Мы вместе». Центр был учрежден Региональной общественной организацией (РОО) родителей детей с инвалидностью «СоДействие» с целью помощи детям с ОВЗ и их родителям.

Процесс принятия в программу состоит из нескольких этапов. Первая встреча семьи «особого» ребенка с Центром происходит на первичном приеме по предварительной записи по телефону. Здесь несколько специалистов (педагоги, психологи, врачи по запросу) проводят очную консультацию с малышом и семьей, узнают его историю и индивидуальные особенности развития, решают, какая помощь необходима. Далее команда специалистов выстраивает индивидуальный маршрут социализации и интеграции.

Зачастую детям с тяжелыми нарушения адаптации  (с  синдромом Дауна или с ранним детским аутизмом) бывает трудно освоиться на новом месте, вступить в контакт с педагогом и активно участвовать в занятиях. Поэтому в начале лечебно-педагогической работы программа ребенка включает, в основном, индивидуальные занятия с одним специалистом, где он учится доверять взрослому и привыкает к Центру.

После ознакомительного периода команда специалистов переходит к решению более конкретных педагогических задач. Одна из главных целей, база для последующей интеграции, — это развитие способности ребенка общаться со сверстниками. Для этого индивидуальные занятия постепенно переходят в микрогруппы. Это могут быть два или три ребенка, которые играют со своими знакомыми педагогами в одной комнате и учатся взаимодействовать друг с другом.

Когда дети чувствуют себя комфортно в таких маленьких группах, педагоги постепенно увеличивают количество детей до 8-10 человек. В таком составе проводятся коллективные игры, музыкальные, художественные, познавательные, спортивные занятия, развитие предметно-практической деятельности и навыков самообслуживания.

Регулярно проводятся  педсоветы, на которых специалисты, работающие с ребенком, оценивают результаты своих усилий, корректируют дальнейшую индивидуальную программу.

В зависимости от возраста детей, родителям могут быть предложены различные варианты программ. Для малышей (от 0 до 1 года) функционируют инклюзивные группы «Вместе с мамой», а для детей с ОВЗ от 1 года до 4 лет предусмотрены адаптационные группы. Отдельно созданы группы подготовки к школе детей с синдромом Дауна. Действуют также тренировочные мастерские для детей с ОВЗ от 14 лет.

Для здоровых детей от 2 до 3 лет в центре функционируют группы раннего развития. Для детей от 2,5 до 18 лет проводятся творческие групповые занятия (танцы, театр, кулинария, ЛФК) и индивидуальные занятия (логопед, дефектолог, психолог, педагог по творчеству).

Отдельная работа ведется с родителями детей. Для них также предусмотрены группы психологической поддержки и возможность оказания индивидуальной психотерапевтической помощи. -коллегиальные консультации семьи (психолог, логопед, дефектолог, неонатолог и невролог по запросу).

В Центре применяются современные  педагогические методики. Все сотрудники постоянно повышают свою квалификацию у ведущих специалистов страны.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Вероника Юрьевна Котельникова, руководитель проекта ЦСиД «Мы вместе»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции