«Так появилось место, где я мог проводить выходные»

Что делать, если есть большое желание помочь ребенку из детского дома, но нет возможности взять его в семью насовсем? Можно оформить гостевой режим и приглашать его домой только на выходные. Корреспондент +1 поговорила с родителями, детьми и экспертами и узнала о достоинствах и недостатках такой формы опеки.

В какой-то момент мы поняли, что сможем принять в семью еще одного ребенка. У нас уже есть девочка четырех лет, которую мы за год до этого взяли из детского дома, и муж хотел мальчика-подростка. Я отобрала 5-7 детей, и он выбрал Артема, 11-летнего парня. Когда я посещала департамент соцзащиты, тоже сразу остановилась на нем, хотя меня и напугал его психиатрический диагноз. Опекуны воспитывали Артема с трех до десяти лет, и год назад у него был возврат, причину которого нам выяснить так и не удалось. Мне показалось, что гостевой режим поможет нам раскрыться друг другу.

После его первого визита мы были немного в шоке: Артем пытался показаться нам взрослым, хотел закурить. Мы постарались объяснить правила нашей семьи, выстроить границы. Но со временем стали лучше понимать, как взаимодействовать с ним. Работники детского дома давали ценные советы, и, конечно, помогает муж — его мальчик воспринимает как незыблемый авторитет. Однажды я стала свидетелем разговора Артема с моим племянником и поняла, что он хочет остаться у нас. У меня это отозвалось теплотой в душе, но я все равно стараюсь смотреть на все реалистично: выходные — это не будни.

Сам он не подает виду, что ему тяжело от нас уезжать. Но когда его спрашиваешь, отвечает, что ему грустно оттого, что надо возвращаться. Благодаря гостевому режиму сейчас мы понимаем, чего можно ожидать от будущей жизни с подростком. С появлением взрослого человека жизнь сильно меняется, и к этому надо быть готовым. Но при желании все получится, главное — не опускать руки.

Я задумалась о том, чтобы взять второго ребенка. Выбрала Свету, и согласна была «поработать на возврат», чтобы ее потом могли забрать родители. На тот момент девочка девять месяцев находилась на лечении, и врачи-фтизиатры не разрешили сразу взять ее домой. Сама она знала о моих планах, и сразу спросила: «Тетя, можно я вас мамой буду называть, а то ко всем мамы приходят, а ко мне — нет». Через полгода ее стали отпускать ко мне домой, но из-за сложностей с опекой пришлось оформить вынужденный гостевой. Хотя уже в первые пару месяцев я купила дочке все —от трусиков и носочков до верхней одежды. Дома появился ее шкаф, игрушки, посуда, и планы на будущее строились уже с учетом нового члена семьи.

Все это время Света была ангелочком, но после оформления документов превратилась в помесь Маши из мультика, вечно недовольной Пиявки из «Лунтика» и Вупсеня оттуда же. Она устраивала истерики, замахивалась на нас карандашом, как ножом, — копировала то, что видела дома. Да и сейчас, через 2,5 года, иногда сказывается опыт выживания в родной семье.

Гостевой режим можно сравнить с гостевым браком: каждый пытается быть лучше, чем он есть на самом деле, поэтому стоит десять раз подумать. Такая форма опеки хороша, если ты хочешь стать наставником для ребенка старше десяти лет. Во-первых, ему можно все объяснить, а во-вторых, так он станет чуть более приспособленным к реальной жизни.

Я долгое время занималась благотворительностью, помогала детям. В одном из приютов познакомилась с девочкой по имени Аня. Начала иногда забирать ее домой, не оформляя документов. Наше общение растянулось на десять лет. Сейчас она сама уже мама, и мы до сих пор поддерживаем связь. Некоторое время спустя на новогоднем празднике для кризисных семей я увидела четверых детей и выяснила, что они живут в ужасных антисанитарных условиях. Я не могла оставить все как есть. В результате начала помогать и им — думала, что все нормализуется. Но этого не произошло: их мать стала еще более безответственной, и они попали в детский дом. Тогда я решила, что буду оформлять гостевой. Но опека допустила ошибку и подписала документ не только мне, но и еще одной семье. Но так как я хотела брать их иногда, а те люди — оформить постоянные отношения, дети попали к ним. Было очень тяжело, и я до сих пор надеюсь, что когда-нибудь мне разрешат снова увидеться с детьми. Вскоре я начала общаться с девочкой-колясочницей и переоформила гостевой на нее. Но, к сожалению, она не может перемещаться у нас в квартире, поэтому я ее просто навещаю.

Я считаю, что у каждого ребенка должен быть наставник, с которым можно поговорить, попросить совета. Внимание дети в достаточном количестве получают от спонсоров, но оно достается всей группе сразу, а ребенку очень важно почувствовать свою индивидуальность. Гостевой режим — это в идеале, но не каждый готов его оформить. Зато каждый может быть другом, который поддержит, даст совет и поможет будущей адаптации к реальной жизни.

Я с самого детства воспитывался в детских домах. Помню учился в четвертом классе, и однажды меня позвали к директору. Пришел, смотрю — там сидят два незнакомых человека. Они предложили ходить к ним в гости, и я согласился. Сверстники сразу начали говорить, что меня заберут насовсем, да я и сам так поначалу думал. Но мне сразу объяснили, что никто меня усыновлять не собирается. Я это принял, как есть, — так появилось место, где я мог проводить выходные. Правда, было неловко перед другими детьми: меня часто подкалывали, говорили, что, мол, «папу» позову на защиту. Особенно не любил, когда меня привозили на машине. А однажды и воспитательница упрекнула в том, что я кормлюсь из двух кормушек. С ней, конечно, поговорили, но неприятный осадок остался.

Гостевой режим может стать очень хорошим жизненным опытом для подростка. Когда человек выпускается из детского дома, он предоставлен сам себе, не знает многих базовых вещей и часто скатывается. Я же понимал, что где-то есть люди, которые меня не бросят, если у меня появятся какие-то проблемы, и примут меня таким, какой я есть. Я, конечно, стараюсь рассчитывать только на себя, но это осознание придает мне сил двигаться дальше и не сдаваться. Я до сих пор общаюсь с этой семьей и приезжаю к ним, когда есть свободное время.

В среде специалистов нет однозначного мнения, является гостевой режим «добром» или «злом». Но точно все не советуют брать детей младше 7-10 лет. Малыши мечтают, чтобы у них появились мама и папа, поэтому очень быстро начинают считать любой дом своим, а гостевых родителей — настоящими. Дети старше 10 лет имеют небольшие шансы попасть в постоянную семью, но опыт жизни «на воле», а не в условиях государственного учреждения, им очень нужен. Выйдя из детского дома, они не знают базовых вещей, и многие из них не способны вести самостоятельный образ жизни. Привычка жить на всем готовом, ожидание того, что на праздники спонсоры подарят дорогие вещи, отсутствие модели поведения перед глазами мешают детям адаптироваться во взрослой жизни. Точной статистики нет, но считается, что очень большой процент неадаптированных детей рискует попасть в криминальную сферу.

Сами гостевые родители часто допускают одну ошибку: они создают для ребенка праздничные и максимально комфортные условия, из-за чего он может не получить опыта реальной жизни. Гораздо лучше сделать так, чтобы ребенок просто «встроился» в жизнь семьи: готовил, занимался уборкой, научился оплачивать квитанции, понял, откуда берутся деньги. В некоторых благотворительных фондах даже существуют специальные проекты по подготовке профессиональных наставников для подростков. Например, проект «Быть рядом» фонда «Волонтеры в помощь детям сиротам» или фонд «Все вместе» с проектом «Старшие братья, старшие сестры». Ребенка любого возраста также могут передать на гостевой режим либо под временную опеку профессиональным родителям — фостерам, — задача которых — стать «перевалочным пунктом» к постоянной семье. Они умеют работать с травмами и смогут профессионально подготовить его к переходу в постоянную семью. Правда, пока институт профессиональной семьи в нашей стране находится в зачаточном состоянии, но есть пилотные проекты по обучению приемных родителей.

Автор

Евгения Чернышёва