6,3% детей 7–15 лет владеют банковскими картами. Большинство родителей считают, что оформлять первую карту ребенку стоит в 16 лет

Оформить ребенку банковскую карту или выдавать карманные деньги наличными? Многие эксперты голосуют за первый вариант: по номеру мобильного телефона, привязанному к карте, родители могут отслеживать покупки ребенка, а в случае экстренной ситуации моментально перевести ему нужную сумму. К тому же безналичные расчеты учат разумнее распоряжаться своими финансами.

Как показали опросы 3,2 тысячи детей и 3,2 тысячи мам, проведенные аналитической компанией Ipsos Comcon и российским платежным сервисом QIWI, лишь 6,3% детей в 7–15 лет пользуются банковскими картами. Большинство родителей, или 60,7%, считают, что 16 лет — оптимальный возраст, чтобы начать пользоваться собственной картой.

Однако, по данным опроса, проведенного в 2016 году аналитическим центром НАФИ среди 1,6 тысячи человек в 40 регионах России, большинство россиян полагают, что использовать такие финансовые продукты, как банковская карта, мобильный банк и электронный кошелек, стоит с 19 лет. А до 13 лет у детей и вовсе повышен риск стать жертвами мошенников, уверены многие.

Согласно исследованию НАФИ, хотя о рисках осведомлены 89% детей и подростков, почти треть из них не пользуется мерами по защите карт, что свидетельствует о низкой финансовой грамотности тинейджеров. Одна из возможных причин сложившейся статистики состоит в том, что родители редко говорят с детьми о финансах: более чем 60% семей формируют бюджет без участия ребенка.

Данным вопросам уделяют мало внимания и в школе, говорится в «Национальной стратегии повышения финансовой грамотности 2017–2023 гг.», подготовленной Минфином. Как считают авторы документа, недостаток учебных программ, материалов и квалифицированных преподавателей напрямую связан с низкой финансовой культурой в стране.

Согласно стратегии, письменный учет доходов и расходов ведет лишь каждая четвертая семья и только треть россиян копят на пенсию. При этом более 20% трудоспособного населения считают, что можно задержать взнос по кредиту, а 37% уверены, что в случае переезда, потери работы или болезни можно не возвращать заем банку. Всего 12% граждан страны могут правильно назвать организации, которые защищают финансовые права потребителей, а 38% — с трудом разбираются во многих финансовых услугах.

По мнению специалистов, безграмотность не только сказывается на благосостоянии человека и его семьи, но препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы и ухудшает социально-экономическое положение страны.

Как считают в министерстве, в стране необходимо разрабатывать и внедрять обучающие программы на всех уровнях образования, начиная с дошкольного. Например, с помощью цифровых ресурсов и онлайн-игр по финансовой грамотности, информационно-просветительских мобильных приложений и онлайн-олимпиад для школьников.

Некоторые успехи в данном направлении уже есть. Например, в 2010 году Российская экономическая школа при поддержке Citi Foundation выпустила учебник «Финансовая грамота для школьников». В пособии, в частности, прописано, как выбрать банковскую карту, формировать бюджет, копить и экономить деньги.

В 2014 году QIWI запустила образовательную программу FINTEEN для повышения уровня финансовой грамотности подростков и детей, а также профориентации школьников. Специалисты компании проводят тематические занятия, разрабатывают финансовые игры для детей и методические пособия для преподавателей.

В 2017 году международная платежная система Mastercard представила сборник рекомендаций по управлению финансами «Безопасные платежные решения для детей и подростков».

Автор

Варвара Селизарова