Исследование: продавцы автомобилей препятствуют сбыту электрокаров

Ученые провели эксперимент в 82 дилерских автоцентрах в Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии и Швеции

Менеджеры по продажам автомобилей не только не стремятся увеличить продажи экологичных электромобилей, но и препятствуют этому процессу. К такому выводу пришла британско-датская команда ученых из Орхусского (Дания) и Сассекского университетов (Великобритания). О результатах исследования, опубликованного в журнале Nature Energy, сообщает интернет-портал The Next Web.

Превратить электромобили в привлекательный объект для покупки непросто. От приобретения этого экологичного вида транспорта потенциальных клиентов удерживает два основных фактора: высокая цена, превышающая стоимость традиционных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), работающими на бензине или дизельном топливе, а также недостаточное количество зарядных станций.

Согласно новому исследованию, широкому распространению электрокаров мешает еще одна причина — небрежное отношение менеджеров по продаже. В рамках научного эксперимента ученые посетили 82 дилерских автоцентра в 15 городах пяти стран Северной Европы: Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии и Швеции. Под видом клиентов они проявляли заинтересованность в приобретении электромобиля, стараясь максимально разговорить продавцов, чтобы оценить их намерения и компетентность.

В ходе имитации покупательской активности ученых удивило необычное поведение сотрудников автосалона. Несмотря на желание посетителей купить электромобиль, работники отделов продаж энергично отговаривали их от такого шага. В начальной стадии более чем 75% посещений автодилеры даже не упоминали о том, что они реализуют электрокары. В 66% визитов продавцы настойчиво пытались переориентировать клиентов на машины с ДВС.

По итогам проверок автоцентров оказалось, что в большинстве случаев продавцы открыто игнорировали электромобили или преподносили их, как транспортные средства более низкого класса. Продавцы предоставляли покупателям недостоверную информацию о технических характеристиках электромобилей: запасе хода без подзарядки, времени полной зарядки аккумуляторной батареи, мощности мотора и аккумулятора, максимальной скорости и разгона до 100 км/ч. Также они недостаточно полно и достоверно рассказывали клиентам о существующих государственных налоговых льготах и преимуществах, которые значительно снижают итоговую цену машины и стоимость дальнейшего владения.

Исследователи считают, что незаинтересованное отношение автодилеров к электромобилям в целом отражает политику правительств. Она до сих пор в основном направлена на поддержку рынка традиционных автомобилей с ДВС. Власти пока не начали продвигать электромобили на национальном уровне в качестве приоритетного вида транспорта. Нежелание продавцов рекламировать новый товар вкупе с его высокой стоимостью и определенными сложностями эксплуатации создают препятствия на пути широкого распространения экологичного транспорта.

Повысить престиж и популярность электромобилей способна активная государственная политика. Лишь в этом случае, по мнению исследователей, глобальная цель в 100 млн электромобилей на дорогах мира к 2030 г. может быть действительно достигнута.

Как отмечает The Next Web, все пять государств — участников эксперимента являются признанными лидерами в области климатической и энергетической политики. Каждое из них разработало свои способы стимулирования продаж экологичных электромобилей. Безусловным лидером пока остается Норвегия. Четверть всех новых автомобилей, реализуемых в стране, — электрокары. Согласно данным за 2015 г., в государстве с населением чуть больше 5 млн человек уже свыше 75 тыс. «зеленых» автомобилей. На каждую тысячу норвежцев приходится 14,7 электромобилей. Для сравнения у ближайшего конкурента США эта величина равна всего 0,97. В королевстве построено около 7 тыс. обычных пунктов зарядки, а также около 300 скоростных и полускоростных зарядных станций.