Глухие нашли возможность воспринимать музыку

Организаторы фестивалей должны создать условия для посетителей с нарушениями слуха

На фестивале Lollapalooza

То, что слабослышащие и глухие люди плохо воспринимают или совсем не воспринимают звук, не значит, что они не проявляют интереса к музыке — об этом свидетельствуют набирающие популярность мюзиклы и рэп-баттлы на языке жестов. Однако люди все еще ограничены в возможностях посещать массовые музыкальные мероприятия, пишет BuzzFeed.

По данным американского Национального института глухоты и других нарушений коммуникации, примерно 90% глухих детей имеют слышащих родителей, но лишь немногие изучают амслен (ASL, американский жестовый язык — основной язык в сообществах глухих англоговорящих), и зачастую не задумываются о том, что отсутствие возможности посетить музыкальное мероприятие в дальнейшем изолирует их от общества.

Для миллениалов концерты и музыкальные фестивали — популярный способ социализации и проведения досуга. Это возможность увидеть на сцене музыкальные группы и поделиться впечатлениями с сообществом единомышленников — сообществом, из которого молодежь с нарушениями слуха не хочет быть исключенной.

«Для меня музыка — это не звук, это физические ощущения, — говорит полностью глухая собеседница BuzzFeed Лиза Крайер. — Я слышу через свои глаза и тело». На американском фестивале Lollapalooza она становится у самых колонок и опирается на металлическое ограждение сцены; для слышащего человека громкость невыносима, но Лиза ее не воспринимает, ощущая лишь вибрацию от басов.

Возможность почувствовать музыку глухому меломану дает обычная пустая бутылка из-под воды или любой контейнер, который также передает вибрацию. В свою очередь слабослышащие посетители концертов стремятся попасть в передние ряды, чтобы встать или сесть рядом с динамиками: только так они могут слышать вокал.

Как отмечает BuzzFeed, исторически сообщество глухих и слабослышащих музыкальных фанатов, члены которого захотели получить независимость «в слухоцентричном музыкальном мире», пробовали различными способами получить к нему доступ. Они стали проводить собственные специализированные фестивали — BrickFest, Louisville’s DeaFestival Kentucky и San Antonio’s Good Vibrations. На танцевальных вечеринках, где звучит музыка с сильными басами, ди-джеи, знакомые с особенностями слабослышащих людей, стараются разворачивать динамики в пол, а не ставить их наверх, как обычно. Глухие музыканты и предприниматели разрабатывают Bluetooth-совместимые устройства в виде жилетов, рюкзаков и браслетов, которые можно синхронизировать с ритмом музыки.

Но в то время как эти нововведения и адаптация помогают фанатам с нарушением слуха получить доступ к музыке, Крайер отмечает, что большинство концертных залов и фестивалей не имеют точек доступности для глухих. Глухая меломанка настаивает, что сурдопереводчики и специально выделенные места должны быть на каждом музыкальном фестивале, как это было сделано для колясочников: так требуется по закону, независимо от того, знают ли организаторы заранее о возможных слабослышащих посетителях.

Для многих поклонников тех или иных артистов важно слышать текст песен, но наличие сурдопереводчика на фестивале — это скорее исключение, чем правило.

«Если я хочу попасть на концерт, то должна планировать его далеко вперед — попросить о доступе, надеяться, что они найдут людей, чтобы мне помочь, надеяться, что они будут квалифицированными, — пожаловалась Лиза. — Я никогда не могу просто купить билеты в последнюю минуту или просто так присоединиться к друзьям: для этого требуется много времени, и это непросто сделать, что раздражает, потому что закон США об инвалидности требует, чтобы концерты были доступными для всех».

Между тем благодаря согласованным действиям со стороны защитников сообщества глухих и слабослышащих после 2014 года крупные фестивали начали создавать программы доступности для гостей с инвалидностью по слуху и предусматривать для них специальные места. С 2015 года для глухих и слабослышащих фанатов начали вводить приоритетный доступ. В 2017 году на пятой части из 170 выступлений на фестивале Lollapalooza присутствует сурдопереводчик. В июне этого же года американский хип-хоп исполнитель Chance the Rapper объявил, что нанял команду сурдопереводчиков на оставшуюся часть своего турне, которое будет включать остановки на крупных фестивалях.

Культурные мероприятия для российских инвалидов по слуху

В России нарушения слуха имеют 13 млн человек, 250 тыс. из них лишены слуха частично или полностью, и для них актуальны те же проблемы, что и в США: несмотря на то, что первый в мире «Театр мимики и жеста», предназначенный для глухих людей, появился именно в Москве, музыкальные мероприятия, адаптированные для глухих, в России — редкость; сурдопереводчики сопровождают выступления артистов главным образом на специализированных фестивалях.

«Среди культурных практик, характерных исключительно для „культуры глухих“, самой популярной является посещение спектаклей на жестовом языке в Театре мимики и жеста, Специализированной академии искусств и так далее. Около 35% респондентов отметили, что бывали на данных представлениях более двух раз за прошедший год, а еще более 40% были на спектаклях 1-2 раза за прошедший год.

Кроме того, люди с нарушенным слухом в среднем 1-2 раза в год посещают концерты с участием глухих и слабослышащих артистов и исполнителей, а также специализированные мероприятия (фестивали, концерты, конкурсы) для глухих и слабослышащих в парках Москвы,» — отмечают авторы исследования «Паттерны культурного потребления глухих и слабослышащих: инклюзия или изоляция?» Надежда Астахова и Никита Большаков в «Журнале исследования социальной политики».

При этом 30% глухих и слабослышащих являются активными посетителями спектаклей и концертов, и более 60% людей с нарушениями слуха хотели бы посещать их чаще.

С 2009 года в Москве проходит фестиваль «Мир глухих». Мероприятие приурочено ко Всемирному дню глухих, его организатором является благотворительный фонд «Мир и Любовь». Одним из постоянных партнеров инклюзивного фестиваля является российский оператор сотовой связи «ВымпелКом» (предоставляет услуги под торговой маркой «Билайн»). С 2006 года компания разрабатывает мобильные технологии и специальные приложения, которые могут быть полезны людям, имеющим ограничения по слуху и зрению.

«В своей работе по внедрению ассистивных мобильных решений в повседневную жизнь, мы обращаем отдельное внимание на необходимость разрушать стереотипы — например, ежегодно мы рассказываем и показываем на нашем фестивале, насколько могут быть музыкальны и восприимчивы к музыке глухие люди. Наш фестиваль глухих абсолютно музыкальный — он состоит из песен (сопровождаемых на жестовом языке), танцев, в которых принимают участие глухие танцоры. Фестиваль оснащен специальным танцполом, который может передавать вибрации, — рассказала „+1“ руководитель социальных проектов „Билайн“ Евгения Чистова. — Посмотрите, какое количество звезд первой величины соглашаются принимать участие в фестивале — это все пропаганда здорового отношения общества к данной тематике».

Чистова отмечает, что оборудование дает возможность вывода на часть экрана, который и так транслирует происходящее на сцене, сурдопереводчика, который переводит смысл песен. «Этого достаточно, чтобы музыкальная культура не знала ограничений», — считает эксперт.