Главное — не бояться и не просить

Как ребенку не стать жертвой буллинга, травли, насилия? Об этом написаны сотни статей. Что делать ребенку, если травля в школе — его ежедневный личный ад?

Фото: flickr.com/vazovsky

Любой школьный коллектив — срез нашего общества, считает психолог О. Комолов. Люди, в особенности дети, не любят тех, кто от них отличается. Класс неоднороден по составу. Там есть лидер. Он самоутверждается за счет других и травит слабых. Те, кто не могут быть лидером, примыкают к сильному, по закону стаи.

Травят неуверенных в себе, лишенных сильного личностного стержня, не уверенных в своей правоте, полагающихся на мнения окружающих. Такие дети при буллинге испытывают страх, замыкаются в себе — это тревожный звонок для родителей. Они не должны быть безразличны к проблемам ребенка. Нужно разговаривать, воспринимая все рассказы серьезно, и реагировать, даже если это будет ложная тревога.

«Если ребенка бьют, задействуйте административный ресурс: жалуйтесь директору школы, в соответствующие службы и органы. Хорошо, если будут доказательства травли — например, аудиозапись. Главное — не бояться, что ребенок прослывет ябедой: ведь к нему и так плохо относятся. Если дело зашло слишком далеко, подумайте о смене школы», — отмечает Комолов.

Нужно пробовать найти друзей. Ранговая иерархия в школе отвратительна. Многие ребята это понимают и не участвуют в травле, и они могут стать друзьями объекта насмешек и унижений. В буллинге виноваты и учителя, которые часто безразлично относятся к ситуации. Некомпетентные преподаватели могут случайно противопоставить ученика остальным. И уже на следующий день он становится жертвой травли.

«Родители часто дают неверные советы, например — дать сдачи. Это не выход. Это, как и бурная реакция на происходящее, только спровоцирует обидчиков. Не нужно бояться, но и не стоит подмазываться к тем, кто травит. В классе все роли распределены, а попытки изменить положение таким способом только ухудшат ситуацию. Главное — все рассказывать родителям и работать над собой», — говорит Комолов.

Психолог советует развивать самооценку ребенка. Отдать его в кружки или спортивные секции. Но не для того, чтобы научить драться, а чтобы ребенок учился взаимодействовать в коллективе без унижений. Нужно помочь ему преодолеть зажатость, найти увлечения, хобби, которые станут альтернативой школьной жизни и опорой в будущем.

Найти бесплатные кружки и секции для ребенка можно на карте +1ГОРОД (Полезный город).