Наблюдатель на плаву

В Россию прибыл полностью автономный высокоэкологичный корабль Energy Observer. На инновационном французском судне, совершающем шестилетнее кругосветное путешествие «Одиссея будущего», тестируются новейшие «зеленые» технологии, которые затем будут применяться как в судостроительной отрасли, так и при проектировании наземного транспорта. Корреспондент +1 побывал на пресс-конференции, проходившей на катамаране во время его стоянки в Санкт-Петербурге.

«Изначально я был капитаном на судне торгового флота. Это был крупный корабль, очень мощный, который очень сильно загрязняет окружающую среду, — рассказывает Викторьен Эрюссар (Victorien Erussard), капитан Energy Observer. — Я также всю жизнь увлекался гоночным мореплаванием, 10 раз пересек Атлантический океан. Однажды я оказался посреди Атлантики без работающих источников энергии. И здесь весь мой опыт, накопленный в разных областях, связанных с навигацией и мореплаванием, оказался бесполезен».

Благодаря этому происшествию у Эрюссара родилась идея создать судно, работающее на различных взаимодополняющих источниках энергии. А опыт капитана торгового флота привел к пониманию того, что оно не должно загрязнять окружающую среду. Поначалу, как вспоминает Викторьен Эрюссар, когда он озвучил свою идею, она была встречена скептически: ему говорили, что это утопия.

И вот: Energy Observer бороздит моря и океаны уже два года. «Одиссея будущего» призвана доказать, что мореплавание без ущерба для природы — это уже реальность, и, более того, использовать «зеленую» энергию эффективней и выгодней, чем ископаемые виды топлива. А чтобы развеять последние сомнения, маршрут проложили через такие разные по климатическим условиям точки, как, например, Адриатическое и Баренцево моря. Всего до 2022 года, когда путешествие подойдет к концу, судно должно сделать 101 остановку в 50 странах мира.

С этой целью на борту находится съемочная группа.

Energy Observer представляет собой перестроенный гоночный катамаран, его длина — 30,5 м, ширина — 12,8 м. Он работает от трех источников энергии: солнца, ветра и гидрокинетики. Соответственно, если один источник выходит из строя, вместо него можно использовать другие.

«Суть и основная цель этого судна заключается в том, чтобы достичь полной энергетической автономии. Иногда бывают случаи, когда мы производим слишком много энергии», — говорит Эрюссар. Тогда часть оборудования может быть отключена за ненадобностью. Еще один вариант — продавать излишки электроэнергии в сеть во время стоянок.

На вооружении судна — солнечные панели трех типов, совокупная максимальная мощность которых равняется 21 КВт, а также — две вертикальные ветряные турбины, по 1 КВт каждая. Водород вырабатывается прямо на борту из морской воды, которая перед этим проходит очистку. С помощью электролизера водород отделяется от кислорода, который затем выбрасывается в атмосферу. Мощность водородной установки — 4 КВт.

Для краткосрочного хранения энергии используются литий-ионные аккумуляторы. Они же обеспечивают работу электропривода и электролизера. Также на катамаране установлено два бака для хранения водорода в газообразном виде. Их вместимость — 4322 л (или 62 кг) водорода в каждом. Водород используется не только для генерации электроэнергии, но и для обогрева.

Чтобы достичь еще большей автономности, Energy Observer оснащен системой опреснения морской воды. Все используемые технологии можно применять не только на море, в том числе на больших транспортных судах, но и на суше.

Особая роль в этом плане отводится водороду, который все чаще рассматривается в качестве перспективного источника энергии. Некоторые государства — например, Япония, США, страны Скандинавии — вкладывают миллиарды долларов в развитие водородного транспорта, такого как водородные автомобили, автобусы, грузовики, мусоровозы и даже поезда. Китай собирается установить к 2030 году до 1 тыс. водородных заправочных станций. А Южную Корею уже можно без проблем пересечь на водородном автомобиле.

Во время пресс-конференции внимание присутствующих привлекла проплывавшая в 30-40 метрах от катамарана баржа, временами практически заглушавшая голос выступающего.

«Вы слышите шум? Судно такое маленькое, но очень шумное. Честно говоря, после плавания на нашем катамаране вернуться обратно к такому просто невозможно, — сказал Викторьен Эрюссар. — Наше судно — это навигация в полной гармонии с окружающей средой. Оно абсолютно бесшумно. От него нет шумового загрязнения, нет выделения парниковых газов, дисперсных частиц».

«Конечно же, путешествуя на таком транспорте, используя такие технологии, нельзя не задумываться о том, к каким последствиям для планеты ведут наши действия на всех уровнях», — заключил Эрюссар.

Автор

Всеволод Левченко