«Велосипедная дорожка стала мостом над стереотипами о людях с инвалидностью»

О том, что такое линейное социальное пространство и каким образом езда на велосипеде уравнивает людей с ДЦП с обычными горожанами, +1 рассказал Назим Чеботарев — общественный деятель, писатель-публицист и единственный в России специалист с ДЦП, который прошел обучение в РАНХиГС и имеет свидетельство о повышении квалификации в градостроительной отрасли.

Фото из архива Назима Чеботарева

— В чем смысл концепции линейного социального пространства (ЛСП), о котором вы часто рассказываете, как оно связано с инклюзией?

— Понятие «линейное городское пространство» — это устоявшийся термин в градостроительной практике. Например, по линейному принципу устроены улицы Копенгагена, Барселоны и Берлина: в них дорожки для пешеходов и велосипедистов гармонично сочетаются с транспортной инфраструктурой, зонами отдыха и развлечений. Это подход также применим к малым городам и даже к сельским населенным пунктам, но со своей спецификой. В отношении Подмосковья к словосочетанию «линейное пространство» обязательно нужно добавить слово «социальное» — это уже мое авторское ноу-хау. 

В таком пространстве особое внимание уделяется инклюзивности, развитию социального предпринимательства и реализации социальных проектов, которые заточены под модернизацию и оживление города

— Как езда на велосипеде уравнивает людей с ДЦП с обычными горожанами? 

— В 2016 году я предложил реализовать проект «Веломост» на территории МГУ. Мы с командой документально зафиксировали факт, что при поврежденном мозжечке, плохой координации движений и небрежной походке люди с ДЦП могут пользоваться велосипедом и во время поездки эстетически ничем не выделяться на фоне остальных горожан. Таким образом, велосипедная дорожка стала не только реабилитационным инструментом, но и «мостом» над барьерами и стереотипами в отношении людей с ярко выраженной инвалидностью и средством формирования их позитивного имиджа.

— Как возникла идея проекта «Веломост 2.0»? В чем его суть?

— Через некоторое время после получения премии губернатора Московской области «Наше Подмосковье» за проект «Веломост» мне предложили пожертвовать деньги на поддержку детей с диагнозом ДЦП центру социального обслуживания «Вера» города Видного. Я загорелся идеей создать все условия для того, чтобы вложенные деньги помогли поставить неходячих детей на ноги. Так родился проект «Комната первичной реабилитации для детей с ДЦП». Между делом я обратил внимание на то, что рядом с социальным отделением есть пешеходная дорожка, ведущая в Видновский парк, школа, городская администрация, дом культуры, супермаркет и жилые кварталы. Мне показалось, что эти территории могла бы объединить комбинированная прогулочно-велосипедная дорожка, которая стала бы полезной не только для инвалидов с ДЦП, но и для всех маломобильных групп населения, в том числе матерей с детьми, пенсионеров, велосипедистов и роллеров. 

Я решил сделать «Веломост 2.0», ключевая задача которого — наладить связь между городскими сообществами и маломобильными горожанами и искоренить ложное представление об инвалидах

Проект уже наполовину реализован в городе Видном, где имеются абсолютно все для этого условия. Он также может вписаться в уличные пространства Коломны, Балашихи, Зарайска и других городов.

— Каким образом человек с ограниченными возможностями здоровья может интегрироваться в общественную среду? Что зависит от него самого, а что — от окружающих?

— Человек с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) сможет легко интегрироваться в общество, если будет молчать о своей инвалидности, начнет вести себя так же, как здоровые люди и избавится от невротической жертвенности. Если хочется достичь больших успехов, то придется отучиться в топовом вузе, написать книгу или попасть в нужное время в нужное место.

Конечно, многое зависит от того, какие специалисты есть в том или ином городе, и насколько качественно они оказывают услуги. Не менее важно, какая атмосфера царит в обществе — она зачастую формирует мировоззренческие установки горожан.

Фото из архива Назима Чеботарева

— Считаете ли вы, что людей нецелесообразно разделять на «здоровых» и «больных», и лучше оценивать по степени их эффективности?

— Людям легко разделить общество на части и создавать условия для «больных», не учитывая дальнейшую возможность их интеграции в здоровую среду. Но на мой взгляд, лучше не заострять внимание только на людях с ОВЗ, и вместо печальной статистики вести учет качественных показателей: где и сколько людей выздоровело, у каких специалистов они лечились. Недавно я курировал работу по устойчивому развитию у студентов МГУ. Мы попытались понять, как «здоровые» и «больные» люди могут содействовать достижению целей устойчивого развития, и нашли потрясающее решение: привлечь маломобильных граждан в Видном к раздельному сбору отходов. На вырученные средства можно будет постоянно оплачивать курсы повышения квалификации для специалистов, ставящих неходячих детей на ноги. 

Таких проектов может быть множество, и главное — они легко накладываются на линейные пространства в разных городах

— Изменилось ли отношение общества к людям с ОВЗ в последнее время?

— Некоторые по-прежнему думают, что люди с ярко выраженной инвалидностью должны воспитываться в психоневрологических интернатах. Нередко в студенческих общежитиях инвалидов селят вместе, потому что те якобы лучше понимают друг друга. В случае, например, со слабослышащими это может быть оправдано, хотя и они наверняка смогли бы жить с обычными студентами.

С другой стороны, я вижу, что отношение к инвалидам действительно меняется, но часто эти изменения становятся полем для лицемерия и манипуляций. В религиозных общинах и НКО сейчас разрабатываются необходимые инструменты для помощи тем, кто на самом деле в ней нуждается. Но зачастую это делается варварскими способами, никто не думает об имидже своего подопечного и уж тем более об имидже остальных людей со схожим диагнозом. По моим ощущениям, создание инклюзивной городской среды поможет изменить положение людей с ОВЗ.