Будущее «умного» гардероба

«+1» продолжает рассказ о хакатоне WearABLE Future.

Команда Gen.net презентует костюм Legsuit

Звуки в темноте

Всеволод Попов в свои 17 лет участвовал в хакатонах различных компаний уже несколько раз. И каждый новый марафон дает ему надежду, что в его жизни появится полезная высокотехнологичная разработка, упрощающая бытовую рутину. Как эксперт с нарушением зрения, он консультировал сразу две команды. И именно благодаря его помощи в финале появились минимум три блестящие идеи.

Так, инновационная система аудиометок, по задумке разработчиков, могла бы предупреждать незрячих людей об опасности в городской среде. Кроме того, команда «Коммуникатор» предложила трансформировать визуальную информацию в музыку с помощью звуковых вибраций. Представленное ими мобильное приложение предоставляет слепым людям ни много ни мало звуковую картину мира, переводя в аудиоряд цвета, образы и все, что попадает в объектив камеры: от внешнего облика собеседника до картин в залах музея.

Команда "Коммуникатор" обсуждает свою разработку
"Коммуникатор" представляет прототип аудиокоммуникатора. Эксперты: Анатолий Попко, Всеволод Попов

Для людей с нарушениями зрения предназначена еще одна разработка. Это система «умного» гардероба «Find my socks». Идеологи предложили оцифровать одежду каждого пользователя, разместив на ней NFC-метки и загрузив в «облако» информацию о каждом предмете (NFC — near-field communication, коммуникация ближнего поля, ближняя бесконтактная связь — прим. автора). Тогда, поднося вещь к телефону с установленным приложением, пользователь услышит описание одежды, узнает ее цвет и категорию, получит информацию о том, как ее стирать и с чем носить.

Благодаря не столько гаджетам, сколько заботе мамы и собственной целеустремленности Всеволод Попов учится, дополнительно занимается английским языком, информатикой и математикой, берет уроки вокала и играет на фортепиано. 
«Я интересуюсь информатикой достаточно давно; однако именно здесь, на хакатоне, я понял, что, оказывается, есть так много возможностей и направлений для развития, — признается юноша. — Даже в том же машинном обучении. Потому что раньше я полагал, что программирование делается на компьютере и для компьютера. А здесь я увидел, что оно возможно для любого электронного устройства».

На двоих, но не своих

Еще одна команда участников хакатона сосредоточилась на решении проблем пользующихся протезами. Владимир Киселев — двукратный чемпион Паралимпийских игр по биатлону — получил инвалидность в возрасте десяти лет, но с тех пор всегда старался жить, учиться и работать так же, как и до трагедии. Теперь в его копилке есть золотые и серебряные медали Паралимпиады. Он возглавляет спортивное направление в крупном немецком ортопедическом концерне Ottobock.

По признанию Владимира, он мечтает, что способы информирования в нашей стране будут совершенствоваться. В том числе появится некая система распознавания, способная работать во всех общественных местах — от магазинов до аэропортов. В базе данных будут храниться сведения обо всех людях с ограниченными возможностями, а камеры наблюдения смогут своевременно «сообщать» специально подготовленным сотрудникам, что к ним (в общественное учреждение, транспорт или супермаркет) зашел человек, которому нужна помощь.

Однако на данный момент таких систем не изобрели даже в рамках хакатона. Поэтому в жизни Владимира высокие технологии применяются в первую очередь в формате электронных протезов. По его словам, в советское время о них он мог только мечтать, «...но теперь они стали доступны для всех граждан России. Конечно, есть разница с регионами, потому что у нас размер компенсации разный. Если в Москве власти полностью выплачивают их стоимость, то в некоторых регионах человек, который хочет приобрести такой протез, почему-то должен доплатить 60% из своего кармана.
К тому же, чтобы получить рекомендацию для получения электронного протеза, предстоит заполнить анкету и рассказать, чем ты занимаешься. Есть люди, которые сидят дома, и им протез такого уровня не нужен; а есть те, кому он просто необходим».

К таким активным людям относится и Евгения Суздальцева. Она учится в 11 классе одной из школ Пензенской области. В результате болезни полтора года назад Евгения лишилась ноги. Но уже сейчас догадаться о столь тяжелой травме, встретившись с девушкой, непросто. Она будто светится изнутри, и с радостью рассказывает о своих школьных свершениях и планах. Евгения собирается учиться на менеджера, причем в Москве, если хорошо сдаст ЕГЭ. Несмотря на то, что серьезно готовится к экзаменам, она успевает участвовать во многих проектах, играть в пинг-понг и вести все школьные мероприятия.

Уже год Евгения пользуется высокотехнологичным электронным протезом. Который подстраивается под темп ходьбы, безопасен в использовании, «ловит» девушку, если она поскользнется, позволяет заниматься спортом и подниматься по ступенькам. Вот только переключать режимы приходится каждый раз с помощью мобильного телефона.
«Мы, люди с ампутированными конечностями, хотим чувствовать себя ближе к тем, у кого нет такой особенности, — рассказывает Евгения. — Когда ты заходишь в телефон и постоянно переключаешь режим, ты тратишь, во-первых, время. А во-вторых, лишний раз напоминаешь себе, что о своей особенности нужно помнить всегда. Что если ты не переключил протез, ты не можешь что-то делать — например, играть в теннис. Без этого мы бы чувствовали себя свободнее и раскованнее».

Именно такая потребность легла в основу системы «умных меток», которые можно было бы разместить на одежде. Надеваешь спортивный костюм — и датчик самостоятельно дает сигнал протезу о смене режима работы.

Разработчики системы автоматического выбора режимов работы электронного протеза. На фото - эксперт Евгения Суздальцева вместе с другими участниками хакатона
Презентация системы автоматического выбора режимов работы электронного протеза

Евгения Суздальцева, участвовавшая в создании системы как эксперт, уверена, что пользы от такой инновации много: «Я никогда не стеснялась говорить о своих особенностях. Я считаю, что, делясь информацией с определенными людьми, ты влияешь на них, даешь возможность задуматься над чем-то или показать пример. На этом хакатоне мы пытались вдохновить людей на то, чтобы разработать что-то полезное, нужное».

Результаты, которыми гордятся

Победу жюри присудило команде студентов университета ИТМО за систему легко надеваемой одежды и обуви. Теперь, благодаря Bezgraniz Couture, SAP, компании Covestro и другим партнерам проекта, у ребят есть необходимые ресурсы для детальной проработки концепта, создания прототипов и многократного апробирования своего продукта. И тогда, возможно, уже в следующем году на рынке появятся «умные» ботинки с самостоятельным подогревом и стильными сменными модулями.

Есть и другие результаты хакатона, которыми гордятся организаторы: множество идей, которые со временем могут вырасти в полномасштабные проекты. А также уникальные открытия в вопросах потребительских нужд. Ведь, объединив опыт десятков людей с ограничениями по здоровью, программисты и дизайнеры лучше понимают, в каком направлении им предстоит работать завтра.

«Самое ценное, что мы получаем в рамках таких мероприятий, — пользовательский опыт, — считает куратор команды-победителя Александр Дорофеев. — Мы понимаем, с какими проблемами сталкиваются люди с ограничениями по здоровью в быту; как они используют уже существующие технические решения; каковы их впечатления от прототипов, которые мы создаем. А дальше этот опыт может быть использован разработчиками и фэшн-индустрией для понимания, как применить технологии для решения поставленных задач».

«Я не задумывался, чем закончится хакатон. Нам лишь хотелось увидеть, насколько глубоко можно интегрировать новые технологии в одежду. В этом смысле мероприятие показало потрясающий результат, — делится радостью Владимир Тилинин. — Не ожидал, что за два дня команды справятся с такой основательной проработкой. И общий уровень компетенции всех участников и их слаженность, несмотря на то, что их специализации в профессиональной деятельности — абсолютно разные, поразили, дав  невероятный по качеству эффект. Работу в некоторых областях, о которых не были осведомлены одни, поддерживали специалисты другого профиля; и все это усилило системность разработок. В результате за два-три дня люди выздали идею законченного продукта, причем с понятным рынком сбыта».