До и после Блэкаута

Людмила Брус — постоянный автор +1 и писатель-фантаст — написала книгу «Код Гериона. Осиротевшая Земля» и поддержала акцию «Посади лес». Часть средств, полученных с продажи электронной книги, будет направлена на посадку деревьев в регионах России. Мы поговорили с писательницей о том, как организовать рабочий процесс, как поддержать творческий настрой и какими способами продвигать самиздат.

Фото из архива Людмилы Брус

Как ты решилась на написание книги?

Изначально у меня не было на этот роман никаких больших планов. Это был сюжет для ролевки по компьютерной игре Fallout об Америке после ядерной войны, затем на его основе у меня появился фанфик, который я выкладывала в интернете. Несколько читателей предложили мне написать самостоятельное произведение, и я подумала, что это имеет смысл. К тому времени я еще не представляла, как далеко зайду на этом пути. Текст стал придумываться сам собой. Первое время мысли о книге не оставляли меня нигде, некоторые сцены я видела так отчетливо, словно мне показывали фильм. Однако потом началась тяжелая работа, я писала «через не хочу» и меня двигало только чувство долга.

Почему фантастика?

На Земле не осталось «белых пятен», открыты все континенты, однако 99% моих современников никогда не полетят в космос, не спустятся в батискафе на океанское дно, не побывают в Антарктиде. Современная жизнь зарегулирована и зарегламентирована до нелепости, поэтому хочется хотя бы на страницах книг показать читателю мир, в котором дела обстоят иначе.

Как ты готовилась к написанию книги?

Профессия журналиста дает возможность выбирать между частичной и полной занятостью, что позволяет работать над книгой и параллельно подрабатывать, не попадая в финансовую дыру. Было время, когда мне приходилось совмещать написание книги с 12-часовым рабочим графиком в новостной редакции. К окончанию романа у меня была возможность писать роман 6-8 часов в день и 3-4 часа подрабатывать. С момента, когда я начала писать самостоятельный роман, до окончания прошло больше трех лет.

Лучше всего мне работается в малолюдном кафе или библиотеке. Моя любимая — Библиотека Молодежи на Преображенской площади. Когда нужна информация научно-технического толка или что-нибудь из истории освоения Антарктиды, не нужно далеко идти. Работать старалась каждый день, хотя бы понемногу. Изредка путешествовала, чтобы проветрить голову. Каждую главу за все время приходилось переписывать по два, а то и по три раза. Сложнее всего было преодолевать приступы лени и некоторого отупения, с которыми знаком каждый писатель — когда слово не вяжется со словом, а роман кажется настолько плохим, что не видишь смысла продолжать.

Как на тебя повлияла работа в +1?

+1 познакомил меня с учеными и активистами, которые пытаются решать экологические проблемы и противостоять разрушительным тенденциям. Я всегда интересовалась научно-техническими открытиями, инновациями в образовании, социальными технологиями, и благодаря +1 с головой погрузилась в эти темы.

Расскажи про книгу — о чем она?

Основных места действия три — оттаявшая Антарктида, Луна и Марс. В середине XXI века цивилизация Земли почти полностью уничтожена глобальным Блэкаутом — мощным электромагнитным импульсом из космоса, который одни выжившие будут считать последствием солнечной бури, другие — результатом военного столкновения. Роман повествует о событиях, которые прямо или косвенно привели к катастрофе, и о том, что случилось полвека спустя, когда с Марса по следам пропавшей экспедиции отправилась группа разведчиков. Другие сюжетные линии посвящены потомкам выживших, которые пытаются построить новую жизнь из осколков старой.

Иллюстрация Романа Бочарова

Главная тема книги — личная ответственность за глобальные проблемы и их решение. Люди, поступающие по совести, не всегда выигрывают по сравнению с беспринципными подонками, но их усилиями выигрывает общество в целом. А задача общества — сделать так, чтобы подонки не могли разгуляться. Хотя половина моих героев — это волки-одиночки, важной для романа стала тема семьи, которая может как сформировать сильную личность, так и изуродовать ее. С одной стороны — это Уинтеры, Осокины и Рахмановы, семьи, где культивируются взаимопомощь, самоотверженность и храбрость. С другой — это дисфункциональные семьи Линдонов, Ридов и Василевских. Много внимания я уделила науке и технологиям. Это оцифровка человеческого разума, искусственное улучшение организма человека — от модификации с помощью вирусов до полной киборгизации, широкое применение атомной и возобновляемой энергетики, биотехнологий.

Кто помогал тебе в написании романа?

Друзья, молодой человек, который первым читал появившиеся главы. Вычиткой финальной версии кроме меня занимались еще четыре человека. Благодаря роману я познакомилась с талантливым иллюстратором Романом Бочаровым из Иркутска. Художница Lana Cardi, которую я знаю уже давно, сделала для книги очень стильную обложку.

Есть ли у тебя идеи для других книг?

Я планирую сделать из этой истории серию, в которой будет две или три части. Над второй я сейчас работаю. Кроме того, хотелось бы написать другие книги, рассказать о героях нашего времени — волонтерах и активистах, которые едут в горячие точки, защищают исчезающих животных, помогают людям в беднейших странах.

Расскажи про акцию по сохранению леса. Зачем ты и книга решили в ней поучаствовать?

Лес — это то, что сохраняет стабильность климата планеты, плодородие почвы, чистоту воздуха, но в наши дни хищническая вырубка и пожары приводят к ужасающим потерям, фактически — опустыниванию. Проект «Посади лес» привлек мое внимание еще раньше, когда я писала про него новость, мне понравилось, что можно подарить живые деревья своим друзьям и родным, оплатив их посадку в регионах России, и я хочу, чтобы об этом узнало как можно больше неравнодушных людей.

Почему ты решила публиковаться сама?

С самого начала я выбрала независимость. В крупных издательствах всегда в приоритете авторы, публикующиеся давно, и желательно «серийные». Каким бы ни было качество твоего текста, для работы с издательством нужно укладываться в удобный для него формат. Если новичок не пишет в суперпопулярном жанре, не засветился на крупном конкурсе и не участвовал в создании раскрученной книжной серии, вкладываться в него не будут. Видели ли вы рекламу книг моего жанра со времен пика популярности трилогии «Метро»? Я — тоже нет.

Что бы ты посоветовала начинающей фантастке?

Как можно больше читать самой и найти кого-то, кто мог бы честно оценивать и критиковать твою работу. Нужно заботиться о себе, не доводить до истощения. Заниматься спортом — я, например, занимаюсь бадминтоном и хожу в тренажерный зал.

Приступая к работе над произведением, нужно хотя бы примерно представлять, как будешь его продвигать, на каких площадках и для кого. Независимый автор — живое воплощение пословицы «волка ноги кормят». Нужно создать страницу романа в соцсетях и регулярно ее наполнять интересным контентом. А это значит монтировать буктрейлер или заказывать его создание, нанимать иллюстратора, подбирать картинки, новости из мира науки и техники, музыку по теме, публиковать опросы, цитаты, отрывки — все, чтобы интерес не ослабевал. Я также записала несколько фрагментов в аудиоформате: оказалось, он многим нравится.

Нужно договариваться с дружественными сообществами о репостах, расширять сеть контактов и предлагать роман рецензентам. Хорошо, если есть знакомые и друзья в литературном сообществе: через них легче распространять информацию. Для фантастов подойдут тематические фестивали, где можно провести презентацию книги. Короче — нужно быть самой себе маркетинговым агентством.