Бизнес выбирает дружелюбие к детям

Отбор претендентов на первую федеральную премию бизнеса, дружелюбного к детям, — Open Friendly Business — завершился. Народное онлайн-голосование проходило с 25 марта по 7 апреля. На заключительном этапе экспертное жюри выберет победителей в пяти основных и двух специальных номинациях — Open Friendly «Прорыв года» и Open Friendly «Kids», в которой лучшего определят дети. Церемония награждения состоится 20 апреля в Москве и пройдет в формате «дружелюбной» конференции. Премия основана социальным проектом Kid-Friendly совместно с банком «Открытие» и бизнес-школой «Сколково». Ее цель — мотивировать предпринимателей создавать места, готовые принимать клиентов с детьми. Мария Залунина, создатель и вдохновитель проекта Kid-Friendly, рассказала +1ГОРОД о том, чего хотят сами дети и есть ли в бизнесе критерии «дружелюбности».

Фото: kidfriendly.ru.

Существует ли в России проблема организации в общественных местах оборудованных под потребности клиентов с детьми пространств?

В премии Open Friendly Business участвуют представители малого и среднего бизнеса, соответствующие таким критериям, как позитивное отношение к детям в компании, наличие детского игрового пространства на территории, бесплатное предоставление детям воды. Пройти все места и проверить, как они оборудованы, мы, конечно, не можем. Но вопрос не только в этом. Это история о готовности банков, кафе и других общественных мест принимать клиентов с детьми. В какой-то организации может не быть туалета или воды, но там работает дружелюбный персонал, который поможет вам с ребенком. Это вопрос отношения.

Исследование, на которое мы опираемся, проведено еще в 70-х-90-х годах. Оно прошло под эгидой ЮНЕСКО в разных городах мира. Людям задавали вопрос о том, где дети чувствуют себя комфортно и что им для этого нужно в городской среде. На первый взгляд комфортные в нашем понимании города — Нью-Йорк, Лондон, Москва — оказались далеко не лучшими для детей. А в строительных кварталах Варшавы или Буэнос-Айреса, наоборот, обнаружили благоприятную среду для маленьких, но уже таких больших людей.

Когда начали выяснять, почему так, то поняли, что детям необходимы три вещи — свободное передвижение, доступ в общественные места, доступ к природе. А у нас в конце 2015 года инициативу поддержало Агентство стратегических инициатив (АСИ). Они собрали большую стратегическую сессию, в рамках которой эксперты обсуждали с детьми их предложения о том, каким должен быть город будущего.

Тогда родители ответили, что ребятам необходимы детские площадки, а дети ответили то же самое, что и дети в 70-х-90-х годах. Они хотят, чтобы в городе были места, лояльные к детям, где к ним хорошо относятся, чутко реагируют на просьбы, где можно попить воды, сходить в туалет, отдохнуть. Они хотят, чтобы их не всегда оставляли с няней, а брали как равных по взрослым делам. Но для этого нужно, чтобы общественное пространство с радостью воспринимало и принимало детей, хотя даже не всякие родители к этому готовы.

Основываясь на этом, мы поняли, что проблема есть. На той стратегической сессии присутствовал основатель сети центров раннего развития «Бэби-клуб» Юрий Белонощенко. Он сказал, что, как минимум, откроет для детей двери своих центров. К нему присоединились «Сбербанк», Sela, Starbucks и много разных брендов.

А существуют ли стандарты дружелюбности к детям?

Мы сформировали этический кодекс и по нему обучаем сотрудников компаний, которые к нам присоединяются. Мы им высылаем видеоролики, в которых рассказывается, как общаться с разными категориями клиентов — например, с беременными, с кормящими грудью, с детьми до года или до трех лет. По каждой категории клиентов мы рассказали, как быть дружелюбными. Также мы подготовили уроки о том, как сотруднику организации вести себя в конкретной ситуации — скажем, если ребенок что-то разбил. Мы надеемся, что наши партнеры смотрят ролики и смогут применять рекомендации в жизни. Наши советы основаны на девятнадцатилетнем опыте работы «Бэби-клуба». Мы собрали все самое ценное из собственных практик.

Как изменилось отношение бизнеса к детям в последние годы? Повлияла ли ваша работа на это?

У нас по России 4600 точек, и в них детям рады. Для нашей страны этого мало. Тем не менее у меня есть надежда, что мы, и правда, повлияли на бизнес. Но чтобы сказать точно, по этой теме необходимо проводить исследование, когда пройдет достаточно времени. Наш проект положил начало развитию дружелюбия к клиентам с детьми. На наши инициативы откликнулись партнеры. Например, «Сбербанк». У него сегодня насчитывается около 13 тыс. «дружелюбных» точек по России. Но «Сбербанк» пошел дальше — он принял участие в нашей акции, создав собственный «островок безопасности».

Как стимулировать бизнес, чтобы он начал думать о детях?

Он и так это делает, но ему нужно информирование, нужно получать больше обратной связи от клиентов. Нам кажется, что наша премия может стимулировать бизнес, но пока это гипотеза, которую мы проверим уже скоро. 20 апреля пройдет первая пробная премия Open Friendly Business. В течение церемонии награждения мы совершаем путешествие по стилизованному «дружелюбному» городскому пространству. Это первая премия, отмечающая достижения в создании благоприятной среды для людей с детьми. Церемония пройдет в формате конференции. Для гостей, пришедших на финал всей семьей, будет оборудована детская игровая зона, где можно оставить ребенка на время мероприятия. Лучшие бизнес-проекты отбирались в 5 номинациях: еда, магазин, услуги, отдых, образование. Среди наших экспертов, конечно же, есть и дети. Это 7 ребят и девчонок, компетентных в разных областях. Среди них — математик, спортсмен, изобретатель, лингвист, художник и даже блогер. Помимо награждения победителей, мы обсудим много важных вопросов в этой сфере: как создать и масштабировать бизнес для клиентов с детьми, какие ценности и потребности у современной семейной аудитории, как завоевать лояльность на основе дружелюбия. В эту премию мы вложили много сил. Мы прекрасно понимали, что такое мероприятие требует нескольких лет раскрутки, чтобы бизнесы о ней узнали. Для первого раза у нас хороший получился охват. На первичном отборе получилось 238 заявок. В состязании за премию представлены 84 российских города.

Найти места, где рады детям, можно на карте +1ГОРОД во вкладке «Жизнь района».