«Если раньше под КСО понимались добровольные социальные и экологические инициативы компаний, то теперь это интеграция устойчивого развития в бизнес-страте­гии»

23 ноября в центре развития благотворительности и социальной активности «Благосфера» прошел бизнес-завтрак «Цели устойчивого развития в России: подходы и первые результаты». На мероприятии выступила шведский эксперт Анне Метте Эрландсон Кристиансен — глава департамента консультирования компании EnactSustainable Strategies. Специалистка рассказала о трендах устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности (КСО) российских компаний.

Шведский эксперт Анне Метте Эрландсон Кристиансен объяснила, что устойчивое развитие — это глобальный тренд, однако в разных странах мотивы для систематической работы над устойчивостью различаются. «Важно сказать, что, когда мы говорим об устойчивом развитии в бизнесе, оно отличается для каждой компании и нужно искать ваш собственный путь», — подчеркнула она. Самая частая причина работать в направлении устойчивого развития — материальные преимущества, а также оправдание ожиданий всех заинтересованных в деятельности компании сторон — клиентов, партнеров, государства, некоммерческих организаций и местных сообществ.

Анне подчеркнула, что сейчас 91% потребителей в мире ожидают, что компании должны не только приносить доход, но также решать социальные и экологические проблемы. По ее словам, на устойчивом развитии особенно настаивают инвесторы и миллениалы, — причем не только клиенты-миллениалы, но и миллениалы-сотрудники, которые стремятся работать там, где поддерживают тренд на устойчивость.

Основные преимущества бизнеса от внедрения стратегии устойчивого развития — привлечение и мотивирование сотрудников, соответствование ожиданиям инвесторов, сокращение затрат на энергию и расходные материалы, уменьшение количества несчастных случаев на производстве, управление рисками для бизнеса — репутационными и связанными с цепочками поставок, построение имиджа бренда и лояльности потребителей.

По словам Анне Метте, КСО постепенно эволюционирует в концепцию создания общей ценности (creating shared values, CSV). Это понятие подразумевает, что социальная ответственность должна быть встроена в процесс получения прибыли, чтобы деятельность компании также приносила пользу обществу. «Бизнес не может преуспеть, если общество рушится. Компании полностью зависят от стабильного экономического роста, хорошо образованных небедных людей и здоровых сотрудников», — объяснила она.

Она рассказала, что внедрять устойчивость можно в пять шагов. Во-первых, необходимо рассказать об устойчивом развитии в организации, подготовить сотрудников и осознать свою ответственность, чтобы не заниматься ЦУР-вошингом (термин, составленный по аналогии с гринвошингом — обманом покупателей, когда товары и услуги позиционируются как «зеленые», однако такими не являются). Второй шаг — определить приоритеты. Анне Метте отметила, что не все 17 целей устойчивого развития (ЦУР), сформулированных ООН, одинаково важны для конкретной компании, и не следует гнаться за достижением их всех. Нужно выбрать одну или несколько перспективных и работать в их направлении. Кроме того, «не стоит думать об устойчивости только в стенах своей компании, устойчивость — это также способ управлять цепочками поставок, продукцией и сервисами, которыми вы пользуетесь».

В-третьих, нужно четко обозначить цели, сделать их измеримыми и поставить сроки. В-четвертых, нужно внедрять ЦУР в ключевые процессы компании, например, в слияния и поглощения, оценку активов, закупки и тендеры. Последний, едва ли не самый важный шаг — отчетность о практиках устойчивости. Специалистка подчеркнула, что внедрение устойчивости требует систематического подхода и включает оценку результатов.

По словам Анне Метте, рассказывать о своей деятельности — «ключевая вещь в продвижении устойчивого развития для компании». «Я знаю, что немногие российские компании отчитываются об устойчивости. Прозрачность и отчетность очень важны. Мы не можем считать себя ответственной компанией, если мы не открываем информацию о том, как мы работает над проблемами. Нам нужно сделать так, чтобы все заинтересованные стороны могли узнать, что мы делаем, и решить, достаточно ли этого. Если мы не будем рассказывать, у них не будет шанса узнать». Она привела примеры российских компаний — «Сахалин Энерджи», «Северсталь» и «Билайн», которые уже сейчас выпускают отчеты о своей работе над достижением целей устойчивого развития.

Автор

Елена Палёнова