Почему в России не хватает квалифицированных специалистов и как это исправить

По данным Банка России, дефицит квалифицированных специалистов достиг максимума за последние 25 лет. Некоторые эксперты связывают это с проблемами с профориентацией: по результатам исследования агентства развития профессий и навыков WorldSkills Russia, 70% школьников не знают, чем хотят заниматься в будущем. В результате многие подростки теряют интерес к выбранной сфере, а рынок труда не получает достаточное количество специалистов. Plus-one.ru рассказывает о том, как современные выпускники выбирают свое призвание и может ли школа помочь им подойти к этому вопросу более осознанно.

Согласно исследованию WorldSkills Russia, 70% школьников не знают, чем хотят заниматься в будущем

Стереотипы, связанные с рабочими специальностями

Одна из причин дисбаланса на рынке труда — новое поколение не привлекает карьера в сфере производства. Зачастую это связано со стереотипами. Например, как отмечает руководитель отдела продаж Деденевского завода металлоизделий Владимир Толстиков, профессию сварщика воспринимают как бесперспективную и низкооплачиваемую. Но на самом деле грамотный специалист зарабатывает от 120 тыс. руб. в месяц и может претендовать на повышение.

Неосведомленность о ситуации на рынке труда приводит к тому, что многие люди ни дня не работают по своей специальности. По данным Росстата, так поступает каждый третий россиянин. Как отмечает заместитель директора по учебно-производственной работе ростовского ПТУ № 7 Ольга Шудрук, некоторые студенты вузов уже во время обучения понимают, что сделали неверный выбор, и начинают осваивать вторую, более востребованную профессию. Но при этом количество желающих поступить на «модные» факультеты не уменьшается. Так, вузы страны ежегодно выдают около 300 тысяч дипломов о юридическом образовании. По словам председателя Ассоциации юристов России Сергея Степашина, в этой сфере спрос на молодых специалистов не успевает за предложением. В итоге мечты о высокооплачиваемой «непыльной» работе часто не сбываются.

Карьерная безграмотность

Что движет абитуриентами, готовыми бороться за право поступить на престижную, но невостребованную специальность? Исследование НИУ ВШЭ показало: образовательный выбор выпускников школ сложно назвать осознанным. Зачастую подростки плохо представляют собственное будущее, не могут проанализировать свои возможности и не понимают, кем хотят стать. Исследователи отмечают, что большинство школьников ориентируется на 7–10 профессий, которые они считают востребованными (юрист, менеджер и т. д.). Это сильно отличается от реальной ситуации. К тому же рынок труда постоянно меняется: по данным Атласа новых профессий, к 2030 году появятся 186 новых специальностей, а 57 исчезнут.

Настороженность вызывает и неспособность подростков аргументировать свой выбор: многие считают, что им нужно получить диплом вуза, но не могут объяснить, зачем. В итоге, как отмечает председатель комитета Госдумы по молодежной политике Артем Метелев, выпускники «либо поступают вслепую, либо за них поступают родители». Исправить ситуацию может развитие карьерной грамотности подростков.

В 2023 году в России заработает новая программа профориентации, в которой школьников будут знакомить с потенциальными работодателями из разных сфер

Новая программа профессиональной ориентации

Минпросвещения разработало новую программу профориентации школьников и рекомендовало внедрить ее уже с 1 сентября 2023 года. Нововведения коснутся учеников с 6-го по 11-й класс. Глава министерства Сергей Кравцов рассказал, что программа будет основана на принципах «дореволюционного, советского образования». Так, в СССР школьников знакомили с потенциальными работодателями и водили на учебно-производственные комбинаты. Это позволяло подросткам понять, нравятся ли им процесс труда и карьерные перспективы. Подобные экскурсии будут проводиться и сейчас, в том числе на Российские железные дороги и объекты Росатома — государственного холдинга, объединяющего более 400 предприятий атомной области.

Помимо этого, будут реализованы следующие направления профориентации:

Персонализированное обучение — профильные предпрофессиональные классы. Например, занятия по медицине и IT. После их посещения ученики сдадут экзамен и получат баллы, которые можно будет использовать при поступлении в колледжи или вузы.

Тематические уроки и внеурочная деятельность.

Посещение лекций и дней открытых дверей в колледжах и вузах.

Проведение родительских собраний, участие родителей в организации встреч школьников с представителями разных профессий.

За основу программы взят уже действующий проект ранней профессиональной ориентации — «Билет в будущее». В нем уже успели поучаствовать более 650 тысяч подростков.

А еще запланировано создать Службу трудоустройства подростков. Многие школьники хотят посвятить свободное время работе, и российские компании могут предоставить им эту возможность. Сейчас ученикам в основном предлагают низкооплачиваемую подработку на время каникул. Предполагается, что Служба трудоустройства защитит подрастающее поколение от недобросовестных работодателей и поможет выбрать дело по душе.

В будущем в РФ появится Служба трудоустройства подростков

Профориентация за границей

Мероприятия, посвященные выбору будущей профессии, проводятся по всему миру. Например, в Японии ученики 7–11 классов каждый год пробуют себя в 16 профессиях из разных сфер — от предпринимательства до сельского хозяйства. По результатам этих занятий каждый ребенок получает рекомендации по профессиональному развитию.

В Германии в программу профориентации включено проведение опросов и тестирования, а также посещение организаций, в которых работают родители школьников. По результатам тестов проводятся консультации, где ученикам объясняют, к какой деятельности они предрасположены. У выпускников есть два пути — продолжить обучение или получить все необходимые навыки на стажировке у работодателя.

А в Канаде центр профориентации есть при каждом вузе. Он помогает подросткам соотнести свои запросы с тенденциями рынка труда и образовательными возможностями (в стране можно получить степень бакалавра не только в вузе, но и в колледже). Если студент понимает, что сделал неверный выбор, ему помогают изменить траекторию обучения и оказывают психологическую поддержку.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Автор

Вера Жихарева