Впечатления, которые дороже золота

Завершилась экспедиция «Золото открытий — 2». Это совместный проект команды путешественников «Градусы открытий» и золотодобывающей компании «Полюс». Участники проехали по Иркутской области и Красноярскому краю. Их целью было изучить процесс золотодобычи: самим увидеть, как мельчайшие крупицы, практически атомы, металла, спрятанные в руде, превращаются в увесистые слитки, познакомиться с людьми, которые добывают этот легендарный металл, поразиться мощным машинам и высокотехнологичному производству и, конечно, насладиться красотами Сибири. Хотя путешественники опытные и хотя сама экспедиция «Золото открытий» проходит уже во второй раз, каждый день приносил новые впечатления. Рассказываем, как это было.

Команда

Четыре тысячи километров... Такова длина маршрута экспедиции «Золото открытий — 2». Стартовали 30 июня в Иркутске, финишировали 23 июля в Красноярске. Месторождения Вернинское, Сухой Лог, Олимпиада, Благодатное, сибирские города Иркутск, Бодайбо, Красноярск, Лесосибирск... Кто же эти люди, кто решился совершить такую поездку по необъятным просторам Восточной Сибири?

Руководитель экспедиции — Сергей Пищулов, кандидат географических наук, учился в МГУ имени Ломоносова, защищался в Институте географии РАН. Так что Сергей — профессиональный географ. Хотя во время учебы его научными интересами были ландшафты Астраханской области, его тянуло на восток, и в какой-то момент он с друзьями решил организовать путешествие от Санкт Петербурга до Сахалина. Назвали они его «Бросок на Восток». Задачей было показать, что можно проехать через всю нашу страну на легковом автомобиле. С этого и начался путь, который привел Сергея к «Золоту открытий» (кстати, о первой автоэкспедиции мы тоже рассказывали).

Невероятной красоты ролики, которые погружают зрителей в атмосферу происходящего, снимают Павел Афанасьев и Сергей Кочетков, а также оператор дрона Никита Жаров. Снимки, каждый из которых бери и ставь на заставку компьютера — так хороши, обеспечивал фотограф Сергей Крылов. А звуки Сибири доносит до нас звукорежиссер Сергей Калугин.

Все ребята опытные, путешественники и профессионалы: кто географ, как Сергей Пищулов, кто журналист, кто travel-блогер. И это очень круто. Ведь они — наши с вами «глаза». И это умные глаза. Уж если что выделили, отметили, значит, того стоит.

Давайте проследуем за ними, повторим маршрут и вспомним этот прекрасный месяц, когда многие благодаря социальным сетям следили за «Золотом открытий — 2» практически вживую.

Первые впечатления — самые яркие

На самолете из Москвы — в Иркутск. Перелет — порядка пяти часов, комфортный. Кто первый раз летит в Иркутск, Красноярск, как правило, удивляются — думали, будет дольше. Ребята — ветераны путешествий, не удивлялись. И с джетлагом справились на ура, просто спали. Кстати, отличный лайфхак, всем советуют.

Иркутск — невероятно колоритный сибирский город с уникальным климатом: зима переносится легко, лето радует приятным теплом. И Байкал недалеко. Но в Иркутске на этот раз не задержались. Снова самолет — в Бодайбо.

Лета два часа. В небольшом самолете — вахтовики и даже женщина с младенцем, только-только из роддома. Возвращается домой. Первые часы экспедиции, любой, запоминаются особенно остро, даже если путешествия для тебя почти профессия. Глаза широко открыты, свежие эмоции будоражат. Подмечаешь каждую деталь.

Байкал скрывался в облаках. У Бодайбо тучи рассеялись, внизу — бескрайнее море тайги, как поется в песне, и мощная река. Витим, приток Лены. Ничего себе приток, в любой европейской стране была бы река-великан, про которую песни слагают. Сели на грунтовую полосу. Сели мягко.

Бодайбо — город со своей аурой. Ему, кстати, в этом году 120 лет, именно как городу, такой статус он получил еще до революции, в 1903-м. Все близко. Прогулка по берегу Витима. Через Витим ходит паром, он везет к ГЭС и к поселку Мамакан. Вот старинный паровоз, который еще при царе ходил по Транссибу. После Москвы остро видишь: люди другие. Может, не улыбчивые во все зубы, как на Западе, но каждый поможет, каждый личность, нет толпы, есть люди. Это всегда потрясает после мегаполисов, особенно в Сибири.

Сквер Золотодобытчиков, так и называется. Бодайбо ведь — своего рода золотая столица. Здесь желтый металл открыли еще в XIX веке. Тогда у Красноярска, например, еще и не добывали ничего. И была в Сибири своя золотая лихорадка. В сквере — встреча с Яном. Открытый, но сдержанный человек. Ветеран отрасли, хотя слово «ветеран» не вполне подходит, мужчина в самом расцвете сил. Ян будет одним из гидов для «Золота открытий — 2». Обратит внимание на неочевидное. Расскажет, покажет. Тем временем вечер, суббота. Погода прекрасная. Иллюминация, ухоженные улицы. Люди вышли на прогулку, как где-нибудь в Москве, в Петербурге. А ведь Бодайбо — единственный город на Витиме. Глушь? Не подходит это слово. Люди здесь живут полноценной жизнью.

Из чего льются слитки

Компания «Полюс» выделила машину — вахтовку. Из названия понятно, кто обычно на ней ездит. Садимся, около ста километров едем. Там, рядом друг с другом, два месторождения «Полюса» — Вернинское и крупнейшее в мире по запасам — Сухой Лог.

В окне — сопки хребта Кропоткина. Да, станция метро «Кропоткинская»! Революционер, анархист — это из учебника. Но главное дело его жизни — геология, освоение Сибири. Здесь были места его деятельности. Поэтому хребет — в его честь.

Снова революция напоминает о себе: помните расстрел рабочих 1912 года? Это было здесь. У дороги стоит мемориал в память о Ленском расстреле.

Наконец, Вернинский ГОК. Заселяемся в общежитие — нам тут работать. Общежитие — скорее отель, даже зубные щетки выдают. А еще — спецодежду. Просто так по территории расхаживать нельзя, главное — техника безопасности: ботинки, каска, очки, куртка, штаны. Все новое, с логотипом «Полюса». Пообедали в рабочей столовой. Вкусно. Работники за еду не платят, мы заплатили, конечно. Наутро порадовал и завтрак: два вида каш, картофельная запеканка, омлет, вареные яйца, творог, чай и кофе.

И едем пока на месторождение Сухой Лог. Мировой лидер по запасам, но как это выглядит? В тонне — 2,76 грамма золота. В среднем. В тонне. Грамма. На тонну. Это не опечатка. Вот так создается богатство страны. Чтобы получить 10-килограммовый слиток, надо переработать 3,6 тысячи тонн руды. Тысячи тонн. Если у вас есть дача и вы заказывали себе, например, три куба гравия, а потом раскидывали это мучительно тележкой и лопатой — просто вообразите эти тысячи тонн. Всего золота здесь более 1 тыс. 40 тонн. Еще раз: это самые большие запасы в мире. Теперь представьте, сколько надо будет перелопатить руды.

Но тут пока — ни карьера, ни вереницы самосвалов. Работают геологи. Строятся дороги. Электроподстанция. Уже построено кернохранилище — да, там хранят керн, то есть такие столбики породы, которые извлекли из недр геологи. Что в этом керне? Где копать потом? Керн — это как документ для ученого, его надо хранить вечно. К нему еще сотни раз будут обращаться. Вдруг что проглядели.

Тем временем подошел вечер. Погода так себе, моросит дождь. Ребята на хорошо оборудованной площадке рубятся в футбол. Вокруг бескрайняя тайга и сопки.

Приятная тяжесть желтого металла

Снова на Вернинском ГОКе. Тут уже все обжито. Небольшой (но он поразит новичка) карьер и золотоизвлекательная фабрика.

Фабрика — не первое, что приходит на ум дилетанту, когда он думает о добыче золота. Вспомнят лоток и кирку, продвинутые — драгу, а на самом деле фабрика — это сердце процесса.

Сюда привозят руду. Вскрышу, то есть пустую совсем породу, отвозят в отвалы. В руде или много золота (относительно), или мало, но просто так не выбросишь. Возят грузовики. Экскаваторщики сыплют в них тонны руды, как будто ложку сахара, ювелирно. А у «Полюса» есть и конкурс профессионального мастерства, когда экскаваторы, погрузчики и другая техника выполняют нестандартные задания, например мяч в кольцо забрасывают или банку с напитком зубцом открывают, стаканы стеклянные двигают, представляете? Вот уровень, нам не понять.

Руду измельчают. Растворяют. Электролиз — помните из школы? Подается ток. На одном электроде — одно вещество, на другом — другое. На одном из них — собственно, золото. Те самые граммы из тонн.

И что дальше — с электродов снимать, как масло ножом? Нет, конечно. Детальное описание технологии займет тома. Мы — сразу на финал. Плавильный цех. Температура печи — свыше тысячи градусов. Раскаленная масса. В ней — и даже в ней! — еще есть шлак. Золото своим весом, расплавленное, внизу. Шлак снимают. И даже слиток, уже готовый, молоточком отбивают — последние остатки шлака. Все. Содержание драгоценного металла здесь — 92–95%. Вес — от 11 до 25 кг. С этим уже можно работать, но не тут. Слитки отвозят на аффинажный завод, а там уже выплавляют с пробой 99,99.

Все отлажено, инновации на каждом шагу. Невероятно мощный бизнес, продвинутые технологии. Сосредоточенные инженеры. Собранные рабочие. Каждый знает свое дело. Ощущение, что побывал в будущем.

Взяли в руки по слитку. Кажется, небольшие, а не удержать. Лгут в фильмах, когда грабители таскают мешки со слитками. Какие мешки, парочку бы поднять.

Вечером наслаждаемся до блеска ухоженным вахтовым поселком. Даже беговая дорожка по сопкам выложена разноцветным резиновым покрытием. По ней бегают, а так — никто никуда не бежит. Тишина. Умиротворение. Невероятно мягкие, отзывчивые люди. Куда мы попали? Край ли это России, глушь ли?

Моделирование процессов

Снова вахтовка везет нас в Бодайбо. Ждем самолета. Успеваем сбегать в краеведческий музей. В очередной раз поражаемся качеству и обилию общепита. Летим в Иркутск.

Он кажется мегаполисом после Бодайбо. По центральной улице — пятница же — гуляют люди. Столица Сибири? Но и Красноярск — столица Сибири. И Новосибирск. Сибирь — край столиц.

В Иркутске идем в минералогический музей, он при Иркутском национальном исследовательском техническом университете. Старинные шкафы из дерева — словно мы в европейской столице, в музее какого-нибудь курфюрста. Минералы поблескивают за стеклами. Гид подробно объясняет, что, как, где. Природа невероятно изобретательна в своих выдумках.

Байкал — он от Иркутска рукой подать. Озеро сурово. Знакомимся с астрофизической обсерваторией (а вы знали, что она есть и в нее можно прийти?). Экскурсия по воде. Полны впечатлений.

Несколько дней в Иркутске пролетели, как один. Летим в Красноярск. Вроде как там все близко, а от нас, от Москвы, далеко. Не так, конечно. Длинный перелет. В иллюминаторе Енисей. Другой дух, другая среда, немного другие люди.

В Красноярске — Исследовательский центр «Полюса». Что поражает: в стенах обычного на вид здания воспроизвели в миниатюре фабрику, ту, гигантскую, которую видели на ГОКе. Все процессы, только в уменьшенном виде. Обогащение. Очистка. Выплавка. Идет моделирование. А если так? Поменять температуру. Изменить состав компонентов. Испытывается новое оборудование. Вышли потрясенные.

Миллиарды на столе

Новый вид транспорта для нас в этой экспедиции: междугородный автобус. Наш путь лежит на север. 300 километров от Красноярска. Город Лесосибирск.

Название-то какое! Пока комфортабельный автобус мчит сквозь тайгу, прикидываем, как выглядит городок с таким сказочным, романтическим именем? Автобус высадил на окраине. Много мошки — под Иркутском такого не было.

Вообще-то наша цель — Олимпиадинское месторождение, крупнейшее из действующих компании «Полюс». До него от Лесосибирска еще порядка 300 км, но ближе города уже нет. В Лесосибирске — база «Полюс Логистики». Сюда привозят грузы. Грузов нужно много: техника, реагенты, расходные материалы. И отсюда, по грунтовке, уже на объект. И нам по ней ехать.

Пока изучаем Лесосибирск. Не так представляли! Город не мал, население 55 тысяч, и вытянулся на 30 км. А вы про него даже не слышали. Город промышленный. Районы, новостройки и промзоны между ними. На берегу Енисея — и это придает городу романтический флер. Как везде в Сибири, все чисто, аккуратно. А еще есть городской театр «Поиск», известный театралам всей страны. Если приезжает показывать спектакли в Красноярск или Москву, билеты раскупают в течение пары часов.

Хотите истории? Пока ждем оказии на месторождение, заезжаем в Енисейск. Ему 400 лет. В предварительном списке Всемирного наследия. Мы бы уже занесли в основной — где еще такое увидишь. Купеческие старинные дома. Задумчивые площади. Уснувшие церковки. Два музея, официальный и народный. Фольклорные коллективы. Жизнь бьет ключом. Зачем вам Суздаль, почему непременно Суздаль?

Ехали до месторождения целый день. Все-таки расстояние, да и дорога не везде хорошая. И вот, наконец, — иной мир, мир технологий. Но прежде нас решили удивить. Выложили на столе пирамиду из 66 слитков золота. Если грамм на бирже (в розницу дороже) — 5 тысяч рублей, сколько же тут денег сверкает, если слитки по 11,5 килограммов? А давайте подсчитаем. Порядка 3,8 миллиарда рублей. Да? Да! Проверьте нас, у нас в какой-то момент нолики в калькуляторе не уместились.

Побывав в плавильной, спускаемся в карьер. Этот карьер — всем карьерам карьер, глубина 765 м. По краю ездят самосвалы. Издалека — детские машинки. Но когда рядом проезжает — да, громадина так громадина. На трассах вы таких не встретите, разнесут асфальт. Человек меньше колеса. Колеса, ребята.

Потрясенные, общаемся с людьми. Уже не спрашиваем, что заставило выбрать эту работу, эти места? Что значит «заставило»? Многие люди в Центральной России мечтали бы так жить.

Вот все и закончилось

Тем временем наша экспедиция подходит к концу. С Олимпиадинского месторождения — до райцентра, поселка Северо-Енисейский, оттуда летают самолеты в Красноярск. Поселок тоже связан с золотом: его основали в 1928 году возле Авенировского рудника.

В Красноярске отдыхаем: заповедник Столбы с открыточными видами, сталинский ампир и модерн центра города.

И вот мы в аэропорту Красноярска, ждем самолета на Москву, позади 23 дня, и о чем мы думаем?

Думаем мы о том, как прекрасна наша страна. Как добры и душевны наши люди. Общественные пространства, вкусная еда, природа, тишина, общение с теми, кто действительно дорог, а не с миллионами незнакомых людей в забитом метро.

Может, надо всем рассказывать: да бросайте вы эти мегаполисы, поезжайте в настоящую Россию? А мы и рассказываем. Вас ждет золото — и не обязательно то, которое желтое и блестит. Вы найдете другое качество жизни, найдете себя — разве это не истинное золото?

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Автор

Лена Брессер