Три циклических решения из развивающихся стран

Концепция циклической экономики, нацеленной на продление жизненного цикла товаров, снижение использования первичных ресурсов и сокращение количества отходов, наиболее активно внедряется в развитых странах. Однако ее принципы во многом близки бытовым привычкам людей из развивающихся государств: в силу бедности они вынуждены ограничивать свои потребности и по многу лет пользоваться одними и теми же вещами. Об этом пишут в своей колонке для Greenbiz эксперт Центра Росса по устойчивому развитию городов при Институте мировых ресурсов Энн Маассен и старший экономист Института мировых ресурсов Хуан Карлос Альтамирано.

Эксперты отмечают, что к 2050 году население нашей планеты превысит 9 миллиардов человек, и 66% из них будет жить в городах. Основная доля прироста придется на развивающиеся страны — успешность имплементации принципов экономики замкнутого цикла во многом будет зависеть от позиции городских властей в этих государствах. Новые решения, по своей природе межсекторальные, должны прийти на смену линейной экономике. Авторы приводят три примера успешных инноваций из развивающихся стран.

Китай: отходы в биотопливо

Китай заявил о приверженности концепции циклической экономики еще в середине 2000-х годов. Одно из передовых решений — это внедренная в китайском городе Сянъян программа по использованию осадка очистных сооружений для электрогенерации. Из него и пищевых отходов на местном биохимическом комплексе производятся биоуголь и сжатый биометан — полный аналог СПГ. Технология позволяет сокращать углеродные выбросы на 95–98%. Проект окупается благодаря продаже биотоплива.

ЮАР: программа обмена

В Кейптауне действует комплексная система обмена отходов и ненужных вещей (Integrated Waste Exchange, IWE). Бесплатная онлайн-платформа связывает частных лиц, предприятия и школы, которые хотят отдать или обменять изделия из текстиля и металла, аккумуляторы и другие предметы.

Индия: транспорт на биогазе

В Калькутте запустили автобусы, которые работают полностью на биогазе. Фирма, которая производит его из отходов животноводства (преимущественно из коровьего навоза) и растительных отходов, реализовала проект совместно с автомобилестроительной компанией Ashok Leyland. Поездка на таком автобусе не только экологичнее, но и намного экономичнее, так как биогаз значительно дешевле, чем другие виды топлива. Минимальный тариф составит менее $0,02 — это в двенадцать раз меньше, чем самая дешевая поездка на обычном автобусе.

Это обнадеживающие, но все еще разрозненные и не связанные между собой примеры. По мнению авторов, для эффективного применения принципов экономики замкнутого цикла в развивающихся странах нужно реализовывать и систематизировать характерные для них практики более длительного использования вещей и их ремонта. Необходима более активная работа городских властей на основе трех базовых принципов: 1. межсекторное взаимодействие; 2. правильное масштабирование проектов; 3. правильный выбор приоритетных задач. По мнению Маассен и Альтамирано, для развивающихся стран наиболее проблемными являются вопросы управления отходами, доступа к энергоресурсам и обеспечения продовольствием.

Подписывайтесь на канал +1 в Яндекс.Дзен.

Автор

Екатерина Селиванова