Отправиться в незапланированные поездки в 2017 году нашим соотечественникам помогли карты рассрочки

Число россиян, покупающих туры «в последний момент», неуклонно растет

В июле и августе 2017 года заметно выросло количество «спонтанных» путешественников — тех, кто приобрел тур, хотя не задумывался об этом заранее. Тенденция сохранялась и в сентябре, при планировании отдыха на осень. Одним из факторов стало появление нового инструмента расчета — карты рассрочки оплаты покупательских продуктов, туров в том числе. Этот тренд был выявлен при анализе покупок в рамках партнерства карты рассрочки «Совесть» (проект КИВИ Банка) и OneTwoTrip — одного из девяти сервисов, через которые можно было забронировать билеты на самолет или поезд либо же отели на условиях 0% рассрочки.

В 44% случаев россияне покупали билеты в рассрочку именно для спонтанных поездок, то есть с вылетом через 4-5 дней после транзакции. Средний чек тура по России с билетами в обе стороны, купленный в рассрочку, составлял 9900 рублей, зарубежные поездки — в среднем 21 200 рублей.

При этом, самые популярные «спонтанные» направления одновременно и располагались недалеко, и стоили немного. Сочи и Болгария, по данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), в 2017 году были одними из самых недорогих направлений наравне с Крымом. Город Сочи оказался самым популярным направлением для поездок в рассрочку, в среднем россияне тратили на билет туда-обратно при покупке через «Совесть» по 8,8 тысяч рублей. Также востребованы были Геленджик и Симферополь (проезд в оба конца стоил 8,2 тысяч и 10,8 тысяч рублей соответственно).

Среди зарубежных городов самым популярным направлением для спонтанных поездок в рассрочку стал болгарский Бургас, второе и третье места заняли черногорский Тиват и кипрская Ларнака. Все эти поездки, согласно исследованию, обходились нашим соотечественникам примерно в 15 000 рублей. В топ-5 наиболее востребованных городов также вошли Барселона и Ереван. Ну а из самых дорогостоящих направлений популярны среди россиян оказались Нью-Йорк, испанские Пальма-де-Майорка и Ибица, а также Сеул и Лондон.

Интересно, что еще в мае 2017 года, по данным туристической метапоисковой системы momondo, только 5% россиян собирались оплачивать поездку в отпуск в рассрочку, пишет РБК. 55% опрошенных откладывали деньги, чтобы поехать в тур, и планировали отдых заранее.

Аналитик группы компаний «Алор» Кирилл Яковенко полагает, что цена не обязательно влияет на «спонтанность» поездки. Незапланированное решение определяет географическое расположение города и длительность перелета (в приоритете не более чем 4-часовая). Также, по его мнению, сказалась установившаяся в минувшее лето погода. А учитывая, что к перманентному состоянию кризиса россияне уже несколько попривыкли, многие представители экономически активного населения предпочли просто попытаться найти лето там, где оно действительно есть. Особенно с учетом появившейся возможности не переплачивать проценты за поездку, осуществленную в кредит.

Возможно, отчасти благодаря этому в 2017 году россияне стали чаще по сравнению с прошлыми годами выбираться за рубеж. Еще в первом квартале 2017 года выездов за границу было на 44,6% больше , чем в аналогичные периоды 2016, 2015 и 2014 годов. Эксперты считают, что рост количества поездок в отпуск связано с тем, что люди приспособились к новым реалиям (экономическая ситуация, рост цен, курс валют) и учатся контролировать расходы. По данным АТОР, интерес к отпуску россияне продолжали проявлять и в октябре при снижении цен туров популярных направлений.

Хотя на самом деле, по данным Росстата, доходы населения не растут, а падают. За 8 месяцев 2017 года реальные доходы населения снизились на 1,2%, а с начала кризиса 2014 года — вообще на 15%. Так что, одновременно с ростом заинтересованности поездками вырос и процент тех, кто ради отпуска влезает в долги.

Газета.ру пишет, что по статистике сервиса онлайн-кредитования «Е-заем», в начале кризиса 2014 года доля выданных «на отпуск» в микрофинансовых организациях на отпуск составляла 1%. Теперь — 4%. Микрозаймы берут россияне со средним достатком, поскольку те, у кого доходы совсем низкие, вообще не ездят в путешествия. Запросы на кредиты в банках тоже росли: за ними приходили относительно обеспеченные покупатели и тратили кредитные суммы на более дорогие туры. Во всех случаях рассматривались самые близкие места отдыха — Крым, Сочи, Анапа. При этом отдают кредиты за отпуск россияне неохотно: просрочка по займам на путешествия находится на уровне 15-20% против 12%.

Но кредит для спонтанных поездок не подходит, потому что банк будет некоторое время рассматривать заявку после ее подачи. Тут и приходит на выручку рассрочка, которая позволяет воспользоваться деньгами «здесь и сейчас». Плюс потом нет роста процентов. Однако специалисты все равно призывают внимательно знакомиться со всеми условиями оформления тура в рассрочку, пишет «КП».

Со слов директора по продажам проекта «Совесть» Дмитрия Соколова, карты рассрочки принципиально отличаются от существующих кредитных продуктов тем, что зарабатывают не на клиенте, а на магазинах-партнерах. За каждую покупку по карте «Совесть» магазин-партнер платит банку вознаграждение, но цена для клиента при этом аналогична той, что была бы при оплате наличными. Именно за счет этой новой бизнес-модели карта рассрочки дает клиенту возможность возвращать деньги без переплат и выдает их на длительный срок — до года.

Если отвлечься от способа заработка, у карты рассрочки есть некоторые черты кредитной: это форм-фактор карты и неограниченное число покупок в рамках выделенного лимита, и POS-кредит — заемные деньги для покупок в определенных магазинах. Но льготный период платежа по кредиткам, как правило, составляет 55-60 дней, а у «Совести» он достигает до года, а в среднем до 120 дней. Что же касается POS-кредитов, в массе они работают только в сегментах электроники, ювелирных изделиях, мебели и отчасти в сегменте одежды. Кроме того, POS-кредит предполагает, что на каждую покупку оформляется отдельный кредитный договор.

Важно отметить, что платежи по картам рассрочки равнозначны платежам по обычным картам, то есть всеми действующими в магазине на момент совершения покупки скидками и акциями клиент может пользоваться.

Трэвел-сервисы и авиаперевозчики появились у «Совести» в партнерах прямо при запуске. Не было сомнений, что в этой категории клиентам более чем важно иметь возможность разбить сумму покупки на несколько месяцев. Летом категория «путешествия» уверенно входила в топ-3 самых популярных категорий по числу транзакций, всего за 1,5 месяца по «Совести» было куплено 4 567 авиабилетов. Самая крупная покупка за все время существования проекта была совершена как раз в туристическом агентстве: сумма составила 235 400 рублей. Даже по итогам «Чёрной пятницы», в которой тревэл-сегмент предлагает меньше акций по сравнению с другими секторами, по объему и числу транзакций категория путешествий вошла в топ-10.

Автор: Елена Матвеева