Медсестры, водители и курьеры будут содействовать развитию ночной экономики мегаполисов

Процветать ночному городу помогают не клубы, бары и рестораны, а транспортные и складские компании, учреждения здравоохранения и соцпомощи, отмечают специалисты

Фото: Pixabay/Hans

Специалисты факультета городского управления Университетского колледжа Лондона проанализировали концепцию развития ночной экономики, представленную мэрией столицы Великобритании Лондона. Эксперты выявили, что наибольшее воздействие на ночную экономику больших городов оказывают не индустрии развлечения и туризма, а транспорт, склады и сектора здравоохранения и социальной помощи. При этом интересы их представителей не учитываются в разработке стратегии развития ночного города. О выводах исследователей рассказал портал The Conversation.

Индустрия развлечений лишь часть ночной экономики

Круглосуточная жизнь мегаполисов Европы и США стала учитываться только в последнее десятилетие. Признав экономическую ценность ночной деятельности, такие города, как Амстердам и Лондон, для содействия развитию ночной экономики назначили так называемых мэров ночного времени.

В Лондоне предыдущий мэр Борис Джонсон за несколько месяцев до того, как в эту должность в 2016 г. вступил Садик Хан, создал Комиссию ночного времени. Хан назначил первого «ночного царя», натурализованную британскую исполнительницу, писательницу и телеведущую Эми Ламе, чтобы разработать и контролировать развитие первой в истории города стратегии превращения столицы в процветающий 24-часовой мегаполис.

Концепция, представленная в июле этого года, фокусируется на искусстве, развлечениях и индустрии туризма, поддерживаемой «творческим классом», который якобы помогает городам процветать. Но культура и ночная жизнь являются лишь небольшой частью ночной экономики, обращают внимание эксперты.

За пределами пабов и клубов

На самом деле на искусство и развлечения приходится только 6,4% занятости в ночном хозяйстве, а на отели, рестораны и бары — всего 13,4%. Наибольшая же доля людей, работающих в ночное время, приходится на транспортные и складские компании, а также на учреждения здравоохранения и социальной помощи.

Соответственно, секторами, оказывающими наибольшее экономическое воздействие, являются логистика и поставки, за которыми следуют профессиональные и социальные услуги и работа в области здравоохранения и социальной сферы. И хотя присутствие индустрий развлечений и отдыха намного заметнее на улицах города, в действительности они дают наименьший экономический эффект, внося только 1,3 млрд фунтов стерлингов (почти $1,7 млрд) в общую сумму 40,1 млрд фунтов стерлингов ($52,3 млрд).

По оценкам экспертов, столь узкое внимание к ночной жизни Лондона привело к тому, что стратегия направлена на удовлетворение потребностей относительно привилегированной части населения города и не отражает истинного разнообразия ночной экономики.

Транспортные проблемы

Виды товаров и услуг, предоставляемых в ночное время, свидетельствуют о том, что ночные работники соответствуют четкому демографическому профилю. Сотрудники сектора логистики, транспорта, здравоохранения и социального обеспечения, как правило, работают на низкооплачиваемых должностях и живут далеко от рабочих мест, что в два раза увеличивает их путевые расходы и время в дороге. Поэтому основным вопросом для этих сотрудников является эффективный и доступный транспорт.

Ночью нет пиковой загруженности и пробок, зато транспорт ходит реже, а на дорогах часто выполняются запланированные инженерные работы, что оставляет для ночной смены ограниченное количество вариантов передвижения. Ночные автобусы сейчас — это единственный вид транспорта, доступный между часом ночи и пятью часами утра в течение недели, и 51% пассажиров использует данный сервис для поездок на работу или с работы.

Исследователи подчеркивают важность проблемы для низкооплачиваемых сотрудников. По данным Королевского колледжа медсестринского дела, имеющего высокую долю ночных дежурных, медицинские работники, чьи смены заканчиваются между полуночью и двумя часами ночи, дольше остаются на службе, ожидая транспорт, а потом едут домой более далекими и неудобными путями. Кроме того, сотрудники ночной смены часто вынуждены ехать в одном общественном транспорте с людьми, находящимися под воздействием алкоголя и наркотиков, которые представляют угрозу их безопасности.

Стратегия ночного времени

Разработка стратегии ночного времени дает огромную возможность для организации более удобной жизни в городе, например регулирования дневной загруженности за счет перемещения некоторых видов транспорта, розничной торговли и логистических работ на ночное время. Вместе с этим увеличится количество людей, занятых ночью, и их потребности также должны быть лучше поняты и учтены в рамках этой стратегии.

В Швеции, например, родители, работающие по ночам, могут воспользоваться услугами круглосуточного ухода за детьми. Для решения транспортного вопроса можно предусмотреть развитие более частых ночных автобусных перевозок и расширение ночных предложений, сосредоточившись на маршрутах, которые обслуживают непосредственно ночные смены.

Исследователи пришли к выводу, что, если цель 24-часовой стратегии состоит в том, чтобы повысить экономику ночного времени, важно признать вклад работников транспортных, складских компаний и учреждений здравоохранения и социальной помощи и разработать план, который будет служить их потребностям.