«Зеленые» забеги

Даже такое полезное и, казалось бы, безобидное для окружающей среды мероприятие, как марафон, обычно сопряжено со значительными выбросами в атмосферу и образованием большого количества отходов. Но ситуация поправима. О том, как минимизировать углеродный след спортивных мероприятий, «+1» узнал у куратора «Космического марафона».

Участники марафона Space Marathon в Королеве Фото предоставлено организаторами

Финишный створ с оформлением из полипропилена Фото предоставлено организаторами

Растяжка из полиэстера на старте марафона Фото предоставлено организаторами

Многоразовые чипы для подсчета времени, выдаваемые каждому участнику Фото предоставлено организаторами

Еда для бегунов в одноразовых тарелках из тростника Фото предоставлено организаторами

Многоразовый баннер из полиэстера на старте Фото предоставлено организаторами

Некоторые участники собрали уже целую коллекцию браслетов с разных забегов Фото предоставлено организаторами

Пластиковые стаканчики и бананы на дистанции Фото предоставлено организаторами

1/8

Участники марафона Space Marathon в Королеве Фото предоставлено организаторами

«Когда устраиваешь „зеленый“, экологичный забег, то рассматриваешь все процессы с точки зрения минимизации ущерба окружающей среде: от сервера с информацией до баннеров на старте», — говорит Ольга Пегова, организатор SPACE Marathon в городе Королев.

На портале RUNMAP зарегистрировано 317 марафонов и 540 полумарафонов в разных странах. Популярность марафонского бега в мире с 2009 по 2014 годы выросла на 13,5%, а в России — на рекордные 300%. В 2017 году в Московском марафоне, самом массовом в столице, приняли участие 30 тысяч человек, а в Бостонском финишировали 26 400. Забег в Королеве считается небольшим: 2-3 тысячи.

«Проведение марафона связано с использованием множества одноразовых вещей: тарелочки с едой, стаканчики и бутылки, одноразовые баннеры, номера, чипы для отсечки времени, медальки. После массовых забегов остаются тонны мусора», — рассказывает Ольга Пегова.

Многоразовые баннеры

Для оформления обычно используют баннеры из ПВХ, при производстве которого, равно как и при его сжигании, в воздух выбрасывается «химический компот» из диоксинов и соединений хлора. Баннеры натягиваются на стартовые и финишные арки, а также в стартовом коридоре. На них наносят символику забега и логотипы спонсоров.

«Мы изготавливаем баннеры из полиэстера и используем их многократно. Разработали универсальный дизайн, чтобы не перепечатывать постоянно, и партнеры у нас примерно одни и те же», — поясняет организатор забегов. Стоимость таких баннеров на 30% выше, чем из ПВХ, но при условии повторного использования затраты окупаются.

Не запихивайте в пакет, пожалуйста

Прежде чем выйти на дистанцию, участники забегов сдают рюкзаки с вещами в камеру хранения. Каждый из них обычно упаковывается в пакет, и на него наклеивают бирку. После забега вещи отдают, а пакет выбрасывают. В итоге срок его службы составляет два часа, пока идет марафон.

«У нас не возникло проблем с тем, чтобы объяснить людям, почему мы отказались от этой схемы. То, что бирку теперь нужно приклеивать на сам рюкзак, воспринимается совершенно нормально. Обычно пакеты для упаковки выдают на старте по умолчанию; мы же просто этого не делаем. Если просят, то выдаем изготовленные из вторичного полиэтилена», — говорит организатор. По оценкам Ольги, такое «зеленое» новшество сократило использование пакетов в 10 раз.

Посуда из тростника

Избавиться от одноразовой посуды организаторам SPACE marathon пока не удалось, однако вместо тарелок из пластика участники получают еду в посуде из тростника. Это решение, к сожалению, далеко не идеально: в России нет свалок с необходимыми условиями для компостирования этой посуды, но она, в отличие от пластиковой, со временем разлагается. Не получается избежать и использования маленьких одноразовых бутылок и стаканчиков: «Это моя боль. После каждого мероприятия их остается несколько тысяч. Одноразовую посуду и стаканы не берут в переработку. Во всяком случае, мы переработчика не нашли. А бутылки сдаем», — рассказывает Ольга.

Многоразовые чипы

Бегунам на старте приклеивают пластиковые чипы, которые засекают время спортсмена. Организаторы «зеленого» марафона используют многоразовые модели. Это несколько усложняет процесс, потому что их надо не только выдать, но и собрать, а это непростая работа. Цена многоразовых чипов чуть выше обычных, но эти затраты также компенсируются, с учетом повторного использования.

Велосипед или электричка

Забеги SPACE marathon проходят в подмосковном Королеве, обладающем хорошей транспортной доступностью. Организаторы просят участников приезжать на общественном транспорте или добираться на велосипеде, а не на личном автомобиле, чтобы минимизировать выбросы СО2. Также в планах — специальный каршеринг для бегунов, который позволит уменьшить углеродный след мероприятия благодаря более рациональному пользованию автопарком.

Обрызгайте нас оптом

Во время летних забегов организаторы обычно выдают дополнительную воду, чтобы марафонцы могли не только пить, но и обливать себя. На SPACE marathon, чтобы минимизировать использование одноразовых бутылок, для этого применялись поливальная машина и садовое поливочное оборудование.

Не доехал, получи медаль

Ольга Пегова рассказала еще об одной организационной сложности: «Регистрируется две тысячи человек; мы заказываем две тысячи медалей, а приезжает 1,8 тысячи участников. Медали остаются. Что с ними делать?» Эту проблему удалось частично решить благодаря «виртуальному» забегу: если участник не смог добраться, он может пробежать дистанцию там, где ему удобно, прислать свой трек и получить медаль.

Никакой бумаги

В наборах для участия, или так называемых стартовых пакетах, куда входят футболка, номер бегуна и подарки от спонсора, нет листовок. Правда, партнеры мероприятия могут раздать купоны на скидку. Стартовые протоколы, которые по правилам необходимо хранить месяц, организаторы затем сдают в переработку.

Еда рядом

На марафоне в Королеве используют местную воду, которую добывают и разливают в Мытищах. Еду заказывают в ближайшем супермаркете, чтобы минимизировать расстояние для транспортировки и, соответственно, углеродные выбросы.

«Бананы — самое распространенное питание во время забега. Мы бы с удовольствием предлагали бегунам „органические“ бананы, но найти такие пока не удалось. Было бы здорово заменить бананы на „локальную“ еду, но пока не ясно, на что», — рассказывает Ольга Пегова.

«Зеленая» боль

По словам куратора марафона, остаются нерешенными четыре основных проблемы: организация раздельного сбора и сдача в переработку одноразовой посуды, биотуалеты, дизель-генераторы для подогрева пищи на трассе и «зеленый» хостинг.

«Я не понимаю, почему биотуалеты называются „био“. Я пыталась узнать, что за жидкость там применяют, но ответа не добилась. Слышала только, что это — секрет фирмы. Разберусь чуть позже. С генераторами — тоже задачка: не могу придумать, чем их можно заменить», — говорит Ольга.

Раньше SPACE Marathon использовал «зеленый» хостинг: обслуживавшая его иностранная компания принимала меры для сокращения экологического следа. Однако после принятия закона о необходимости хранить данные в России пришлось перейти на отечественный хостинг, а в нашей стране подобных технологий пока нет.

Международная сертификация

SPACE Marathon намерен пройти сертификацию по стандартам Международного совета по ответственному спорту (Council for Responsible Sport). Она позволит мероприятию войти в мировые каталоги, что повысит его рейтинг и посещаемость иностранцами. Ни один из российских марафонов эту сертификацию на данный момент не прошел. Совет оценивает пять основных аспектов: 1. Просветительская работа с местными сообществами, организациями и чиновниками, информирование о применяемых при подготовке забега принципах и дальнейших планах в экологической сфере; 2. Минимизация отходов от мероприятия; 3. Закупка материалов у экологически ответственных местных поставщиков; 4. Доступность для разных групп населения. 5. Позитивный экономический эффект для города (это могут быть дополнительные продажи, реклама продукции, локальных предприятий и самого места проведения).

Ситуация с последним критерием остается сложной. «Я на каждое мероприятие зову местный бизнес, но никто не приезжает. Раза с третьего до них доходит, что это возможность для развития, но все хотят заработать сразу. Пока мы успешно работаем только с парой кафе. В одном из них мы устроили выдачу стартовых номеров накануне забега», — поясняет Ольга.

Подробнее о «зеленых» спортивных мероприятиях можно будет узнать на IV Международной практической конференции «Экорезиденция волонтеров и городских активистов «Экология повседневной жизни», которая пройдет 28 ноября в Культурном центре ЗИЛ.

Автор: Наталья Парамонова