Заработать на ответствен­но­сти

Готовы ли наши соотечественники переплачивать за товары экологически и социально ориентированных производителей? Кто они — пионеры индустрии ответственного потребления в России? Проект +1 разбирает отчет Московской школы управления «Сколково»

Согласно исследованию компании Nielsen, доля потребителей в мире, готовых переплачивать за продукцию ответственных компаний за три года, с 2012-го по 2015-й, выросла на 21% — до 66% от всего числа покупателей. В России этот показатель в 2015 году составил 61%.

По мнению экспертов Центра устойчивого развития бизнеса Московской школы управления «Сколково», при оценке реальной доли потребителей, которые на практике выбирают товары экологически и социально ориентированных производителей, необходимо учитывать коэффициент разрыва между заявленной и фактической готовностью.

В докладе «Ответственное потребление: пространство новых возможностей для бизнеса и опыт российских компаний» эксперты оценили данный «поправочный» коэффициент для нашей страны на уровне 5-6. То есть порядка 10-12% российских потребителей в среднем предпочитают ответственную продукцию. Доклад был представлен на закрытом семинаре «Сколково» в пространстве Impact Hub в Москве в начале июня.

«Принимая решение о покупке, они (ответственные потребители — прим. ред.), помимо общепринятой оценки потребительских свойств товаров и услуг, учитывают дополнительные характеристики — например, источник происхождения сырья, производственные практики компаний, включая условия труда работников и воздействие предприятий на окружающую среду, возможность эффективной утилизации и переработки товаров после использования», — говорится в докладе.

Как пояснила руководитель Центра устойчивого развития бизнеса Московской школы управления «Сколково» Наталья Зайцева, это первое исследование, в рамках которого обобщен ряд международных подходов, применяемых к рассмотрению феномена ответственного потребления, а также приведен анализ опыта малых и средних российских компаний, ориентированных на ответственного потребителя. В частности, в докладе разбираются стратегии развития, подходы к выстраиванию производства и работы с клиентами. В данном сегменте рынка отмечается тенденция роста предложения и количества российских потребителей.

В докладе эксперты «Сколково» выделяют 20 успешных компаний из разных сегментов российского рынка, которые ориентируются на ответственных потребителей.

Проект +1 рассказывает о четырех российских брендах–пионерах индустрии ответственного потребления.

Natura Siberica

Компания «Первое решение» начала производить косметику под маркой Natura Siberica в 2008 году. Сегодня эту продукцию можно купить в 45 странах мира. Компания изначально делала ставку на натуральные ингредиенты, а при выходе на мировой рынок провела сертификацию продукции и производства по международному органическому стандарту ICEA. Этот сертификат позволяет наносить на упаковку товара соответствующую маркировку, которая гарантирует потребителю качественный натуральный состав и минимальное воздействие на окружающую среду при производстве продукции.

Изначально компания использовала зарубежные ингредиенты для производства косметики, но сегодня сырье выращивается на органической ферме в Хакасии. Также компания находится на этапе сертификации новых земель на Сахалине и на Камчатке.

Natura Siberica, позиционируя себя как компания, которая придерживается органических стандартов производства, столкнулась с протестом ответственных потребителей. В 2017 году в социальных сетях появились публикации покупателей Natura Siberica, которые призывали отказаться от использования пантокрина в косметике этой марки по этическим соображениям. Это средство производят на основе экстракта из рогов молодых оленей. После расставания с рогами животное не гибнет, но и это «смягчающее» обстоятельство не убедило покупателей отказаться от бойкота марки. В результате после опроса клиентов в социальных сетях и на своем сайте компания приняла решение отказаться от использования пантокрина в рецептуре.

«Natura Siberica изучает и поддерживает традиции и обычаи народов Сибири. Но, видимо, пришло время отказаться от некоторых из них. Меняется мир, меняемся и мы вместе с ним. Настало другое время – время органики!», — заявила компания по поводу прекращения использования пантокрина. В этом же послании к потребителям Natura Siberica уточняет, что пантокрин — разрешенный к использованию ингредиент и является продуктом промысла коренных народов Севера.

4Fresh

Эксперты бизнес-школы «Сколково» также обратили внимание на онлайн-магазин 4Fresh, который изначально специализировался на продаже сертифицированной органической косметики, но со временем расширил ассортимент. Магазин открылся в 2009 году, сейчас на виртуальной площадке представлено более 200 брендов, в офлайн-магазинах — более 60. Покупатели 4Fresh — люди, заинтересованные в подтвержденной натуральности продукции. На начальном этапе 4Fresh предлагал в основном зарубежные марки. Однако после падения курса рубля цены на импортную продукцию выросли, но в тоже время появились отечественные производители косметики с натуральными составами. Правда, российские фирмы редко могут оплатить зарубежную сертификацию, поэтому 4Fresh сам выступает экспертом и консультантом для своих покупателей.

Anytime

Вместе с тем эксперты бизнес-школы «Сколково» отметили популярный сервис каршеринг, который появился в Москве в 2012 году. Идея проекта пришла из Европы, где пропагандируется передвижение на велосипеде, а иметь машину крайне невыгодно. Каршеринг — сервис краткосрочной аренды автомобилей. Он позволяет городу сократить число машин, а пользователям — издержки на содержание машины. Такой подход экономит не только деньги владельца, но и ресурсы планеты, в чем и выражается ответственность потребителя. Десять клиентов «делят» между собой одну машину, а не покупают 10 автомобилей.

Впервые предоставил этот сервис москвичам Роман Ильканаев. Его детищем стала компания Anytime. Предприниматель хочет обойти конкурентов за счет высокой технологичности сервиса: приложение для брони автомобиля, курьер, которые привозит документы, возможность оставлять машины за МКАД, большой парк автомобилей. Пока, как отмечают в отчете, Anytime наращивает долю рынка, увеличивая количество машин. На самоокупаемость сервис планирует выйти в ближайшие два года. По оценкам владельца компании, емкость рынка для столицы — пять тысяч машин, которыми будут пользоваться два миллиона человек в год.

«Абсолютная Сибирь»

Ответственный туризм специалисты бизнес-школы «Сколково» называли в числе самых перспективных отраслей бизнеса в России. Посещение природных территорий — одна из главных отечественных «фишек» для иностранцев. Такой турист готов платить за посещение уникальных мест, понимая, что поставщик услуг сведет негативное воздействие на окружающую среду и жизнь местных сообществ к минимуму.

Ответственный туристический бизнес удалось построить владельцу компании «Абсолютная Сибирь» Алексею Никифорову. Его компания специализируется на турах и специальных мероприятиях в Забайкалье. Как отмечается в докладе, предприниматель показал, что закрытие Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) — это не приговор для региона. Получать прибыль и создавать рабочие места можно и в других отраслях экономики.

Компания в 2011 году в рамках одного из проектов получала право на использование логотипа и ресурсов Всемирного дня ответственного туризма (WRTD). Самый знаковый проект Алексея Никифорова — Байкальский ледовый марафон. За 12 лет существования цена за участие в нем выросла с 750 до 37,5 тысяч рублей с человека. В стоимость входит две ночи проживание, завтраки, два ужина, трансферы и страховка.

По словам руководителя Центра устойчивого развития бизнеса Московской школы управления «Сколково» Натальи Зайцевой, сегодня основателей социально и экологически ориентированных компаний можно назвать «энтузиастами», которые сами ответственно относятся к покупкам и хотят, чтобы ответственная продукция распространилась и в России. С другой стороны, за такого осознанного потребителя борются и крупные компании, например, Natura Siberica. Исследование показало, что тренд, который улавливают пионеры, действительно существует — и в России ниша практически не занята.

Полная версия доклада доступна на сайте бизнес-школы «Сколково» по ссылкеАвтор: Наталья Парамонова