Загнанные в уголь

Почти год назад, 15 июня 2017-го, во время прямой линии президент Владимир Путин пообещал школьнику Андрею из Находки разобраться с экологической проблемой в порту — облаками пыли, возникающей из-за перегрузки угля в «Терминале Астафьева». 27 мая 2018 года жители в очередной раз вышли на митинг, чтобы добиться запрета перевалки угля используемым сейчас способом, который приводит к загрязнению воздуха. О том, каково приходится быть жителем «угольного гетто», — в материале корреспондента специально для Plus-one.ru.

Перевалка угля. Мыс Астафьева

Облака пыли поднимаются из терминалов порта Находки, где уже несколько лет проводится интенсивная перевалка угля. На причалах возвышаются огромные кучи черного топлива, дожидающиеся погрузки. При сильном морском ветре угольная пыль разлетается по городу.

Дышать нечем

Больше всех от перевалки страдают жители микрорайона Мыс Астафьева, расположенного в нескольких десятках метров от причалов компании «Терминал Астафьева». «Мы живем, как в шахте. Даже в безветренную погоду угольная пыль долетает до нас, — жалуется местный житель, юрист Сергей Роенко. — А когда дует ветер, начинает першить в горле, слезы текут». Улицы района быстро покрываются слоем черной пыли, которая оседает на машинах, детских площадках и даже проникает в помещения через закрытые окна.

Грязь на подоконнике в доме, расположенном в Мысе Астафьева

«Когда советская власть нам дала квартиру, это был экологически чистый район», — вспоминает Любовь Александровна, продавщица в продуктовом магазине, переехавшая сюда 33 года назад. В то время в порте переваливали металл, лес, рыбу, а в бухте можно было купаться. С тех пор, когда через терминалы стало проходить все больше и больше угля, Любовь своих внучек на улицу выводит как можно меньше. «Пятилетняя ходит в садик рядом и постоянно вся черная возвращается», — рассказывает женщина. Любовь хотела бы продать свою квартиру, но в последние годы стоимость жилья очень сильно снизилась из-за неблагоприятных условий. «У нас никто и не купит: в этот район никто не хочет», — возмущается женщина.

В Находкинской больнице рассказали, что количество заболевших от астмы и пневмонии значительно выросло в 2014-2016 годах.

«Это ужасно. Пыль опускается в легкие. У нас все дети больны бронхитом и не могут выздороветь. Кашель не прекращается», — говорит местная жительница Юлия Петровна.

По словам находкинского активиста Артема Трембовлева, большинство терминалов используют безнадежно устаревшую технологию, не предназначенную для перевалки угля, особенно в таких, постоянно возрастающих объемах. «Это самый простой, самый дешевый и самый неэффективный способ», — отмечает он. Оказывается, и самый грязный.

Более современные технологии применяет «Восточный Порт», крупнейшая стивидорная (занимающаяся погрузкой и выгрузкой судов) компания в России, специализирующаяся на перевалке каменного угля.

Порт, расположенный в бухте Врангеля, в 2017 году перегрузил 23,2 млн тонн черного золота — около 30% от перевалки угля в портах Дальневосточного бассейна. В планах на 2019 год объемы будут расти до 39-40 млн тонн. «Восточный Порт» себя представляет как ответственное предприятие, соблюдающее природоохранные нормы: в его структуру входит отдел экологии с аккредитованными лабораториями по измерению чистоты воздуха.

Вид на «Восточный порт» в марте 2018 года

Тем не менее технологические преимущества «Восточного» не спасают от пыли жителей соседнего района ГПТУ, который состоит из нескольких находящихся в плачевном состоянии пятиэтажек. На улице пусто, и только собаки бродят по черной пыли. «Пластмассовые стекла не спасают. У себя дома постоянно, каждый день, вытираю, но это бесполезно. Если куда выходишь, сразу задыхаться начинаешь, — говорит местный житель по имени Владимир. — Если бы у меня была возможность, я уже давно отсюда уехал бы».

«Каждое утро на остановке пять минут жду автобус. Когда приезжаю на работу, мне приходится умываться», — говорит женщина, работающая поваром в «Восточном порту». Она рассказывает, что некоторые местные, которые публично выразили недовольство, получили угрозы от неизвестных. Поэтому она отказывается назвать свое имя.

Сопротивление

Жители Находки многократно обращались с жалобами по всем инстанциям, от городской думы до президента России, но без каких бы то ни было результатов. Контролирующие органы, по словам жителей, часто закрывали глаза на нарушения. «У них откуда-то взялась нехорошая привычка приезжать именно на обеденный перерыв, когда вся работа прекращается и пыли нет. Тогда они говорят: «Ребята, у вас все чисто, все хорошо», — рассказывает местный житель по фамилии Роенко.

Только в феврале прошлого года, когда три тысячи человек вышло на улицу протестовать, вопрос привлек широкое общественное внимание. В том же году во время прямой линии с президентом школьник из Находки Андрей Боль обратился к Владимиру Путину за помощью: «Меня очень волнует проблема с угольной пылью... (...) Как нам теперь жить?» Путин пообещал разобраться.

После этого Тихоокеанское морское управление Росприроднадзора начало проверки деятельности стивидорных компаний, в ходе которых было установлено большое количество нарушений природоохранного законодательства.

Однако штрафы, которые выписываются компаниям, несоизмеримы с ущербом окружающей среде. Угольщикам выгоднее платить такие суммы, а не инвестировать в затратные меры безопасности.

После проверки на терминалах появились водяные пушки, защитные экраны и другие пылеподавляющие устройства, но это не принесло существенных результатов: как люди задыхались, так и продолжают задыхаться.

В марте этого года новый врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко подписал соглашения с восемью стивидорными компаниями Находки, пообещавшими поэтапно прекратить перевалку открытым способом. «Деятельность тех компаний, которые не смогли предложить эффективные меры защиты от загрязнения воздуха угольной пылью, будем совместно с надзорными органами приостанавливать», — сказал губернатор. Он также заявил, что в октябре компания «Восточный порт» первой в России перейдет на закрытую перевалку угля.

Скептически к этим обещаниям относится Руководитель международного центра биологического мониторинга Биолого-почвенного института Дальневосточного отделения РАН Татьяна Вшивкова: «Прошло множество заседаний, дано множество обещаний, принято множество якобы эффективных мер. А мы постоянно проводим мониторинг ситуации и видим, что ничего не меняется». По мнению биолога, только самые жесткие меры могут решить проблему: полный переход на закрытую перегрузку и немедленная модернизация терминалов. Также необходимо действовать на уровне законодательства, увеличивая штрафы, которые сделают грязную перевалку невыгодной.

Судна плывут на загрузку угля

Подтверждая скептическое отношение Татьяны Вшивковой, в начале апреля несколько стивидоров Находки, нарушивших природоохранное законодательство, проигнорировали приказ городского суда о приостановке деятельности на 14 суток. Сейчас им грозит уголовная ответственность. В итоге неспособность властей справиться с ситуацией привела к отставке мэра Находки Андрея Горелова и председателя городской Думы Евгения Воронина.

Российские и мировые тенденции

Как отметили в организации «Экозащита!», проблема в Находке отражает общую тенденцию российской угольной промышленности.

В последние годы экспорт угля в Азиатско-Тихоокеанский регион значительно увеличился. В связи со снижением внутреннего потребления и спроса со стороны Европы российские угольщики сделали ставку на Азию. В частности, в 2016 году Китай, Япония и Республика Корея купили 44% российского экспортированного угля.

Однако, по мнению активистов, рассчитывать на дальнейшее развитие этой отрасли не стоит, с учетом глобальных тенденций, сложившихся после подписания Парижского соглашения. Китай, крупнейший потребитель угля в мире, постепенно сокращает инвестиции в эту индустрию и переходит на возобновляемые источники энергии.

Терминал для погрузки угля в порту Мыса Астафьева

По данным Аналитического центра при Правительстве РФ, национальный экспорт угля к 2040 году снизится на 35-39% относительно уровня 2015 года в связи с торможением мирового спроса этот вид топлива и избыточным его предложением. Кроме того, основной фактор, подрывающий конкурентоспособность российского угля на азиатском рынке, — это огромные затраты на транспортировку: основные места добычи от портов Приморья отделяют тысячи километров. «Такая деятельность не могла бы быть выгодна в принципе, если бы компании не получили государственные субсидии», — отмечает сопредседатель «Экозащиты!» Владимир Сливяк.

Несмотря на эти оценки, в приоритеты программы развития угольной промышленности России до 2030 года входит дальнейшее увеличение добычи и экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Такую тенденцию экологи называют «зеленым парадоксом»: когда производители наращивают объемы извлечения сырья, чтобы максимизировать прибыль, опасаясь будущих ограничений на выбросы и снижения цен.

По оценкам экологов, через лет десять конкурентоспособность российского угля снизится до такой степени, что многие стивидорные компании закроются, а люди потеряют свою работу. Поэтому, говорят активисты, необходимо приготовиться к неизбежному кризису отрасли и найти возможности альтернативного экономического развития для портов Приморья: например, давая новый импульс мелкому и среднему бизнесу, связанному с морскими ресурсами.

Еще есть надежда

Экологическое бедствие еще не достигло поселка Славянка. Этот маленький уголок рая располагается в 200 километрах на юг от Владивостока. Здесь нет и следа угольной пыли. В поселке недавно проводился капитальный ремонт — дворы, детские площадки, стадионы находятся в приличном состоянии. Летом прошлого года жителей возмутило объявление о строительстве нового угольного терминала.

«Я согласен с развитием портовой инфраструктуры. Оно здесь возможно. Просто население не хочет сюда запускать грязные производства», — говорит Руслан Войтюк, владелец местной базы отдыха и участник инициативной группы против строительства угольного терминала. Он убежден, что его открытие повредит развитию туристической отрасли, которая очень перспективна, особенно в летний сезон.

Город и порт Находка, вид с вертолета

Несмотря на обещания, что перевалка будет осуществляться только экологичным способом, местные жители опасаются повторения судьбы Находки, особенно учитывая то, что инвестором выступает Руслан Кондратов, владелец одиозного «Терминала Астафьева».

«Нас угольщики часто обманывают. У меня подруга живет в Находке — там кошмар. Если откроют, мы не будем больше здесь жить», — говорит Лена, продавщица в магазине одежды. «Терминал не нужен нам. Будет угольная пыль везде, как в Находке. Я знаю, что это такое. У меня две внучки, им жить», — комментируют Андрей, пенсионер.

По словам Войтюка, подавляющее большинство населения — против реализации проекта. Сразу после объявления о строительстве прошел санкционированный митинг, собравший 1,5 тысячи человек, то есть 10% населения.

Роль правозащитников

В декабре 2017 года состоялась акция «Славянка без угля», в которой приняло участие 500 человек: они встали и натянули красную ткань, чтобы получилась соответствующая гигантская надпись; затем материал разрезали, а его куски вывесили из окон поселка. В этом году акции продолжились. Войтюк убежден, что предотвратить строительство можно только протестами.

Прецедент из прошлого вселяет надежду: в 2012 году местным жителям удалось предотвратить открытие угольного терминала. «Готовы ли власти создавать в Славянке еще одну точку напряжения, как в Находке, где будут общественные протесты?» — задается вопросом Войтюк.

В противостоянии между жителями и угольщиками глава Славянки Максим Бренчагов старается сохранить нейтралитет. Он выражает свою поддержку активистам, так как, по его словам, они единственные, кто может привлечь внимание властей к экологической проблеме. С другой стороны, он обращает внимание на рабочие места и значительные поступления в бюджет, которые принесет новое предприятие.

После предоставления проекта жители смогут озвучить свою позицию на публичном слушании, но она будет носить рекомендательный характер. Окончательное решение примет совет местных депутатов. По словам Бренчагова, оно будет зависеть от рынка: «Чем будет выгодно торговать, тем и будут торговать, несмотря на мнение населения. Люди уходят, другие приходят. А бизнес остается и всегда будет диктовать».

Войтюк и другие активисты готовятся к худшему: если строительство не удастся отменить, останется только следить за тем, чтобы проект соответствовал нормам экологической безопасности.

«Естественно, мы не возьмем и не пойдем партизанской войной. Мы будем стараться использовать все законные меры, чтобы привлечь внимание органов власти. Это единственное, что мы можем на этом этапе делать. Не более того», — заключает Войтюк.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Джованни Пиньи