Власти скрывают правду о воздухе и воде, а «мероприятия» проводят для галочки

Неля Рахимова, Ph.D, основатель и руководитель Открытой школы устойчивого развития

описание
Основатель и руководитель Открытой школы устойчивого развития Неля Рахимова
Фото из личного архива

Заходя в книжный магазин в США или в Европе, ты найдешь немало популярных книг об экологических проблемах и о том, как каждый может изменить свой образ жизни, чтобы снизить свое воздействие на окружающую среду. Одни написаны для молодежи, другие — для домохозяек, бизнесменов и так далее. Разве в этих странах был объявлен Год экологии? В России — объявлен, но пусто на полках, не озабочены экологической тематикой журналисты на ТВ. Только лишь в русскоязычном интернете «зеленых» ресурсов становится больше, но и там аудитория не столь велика, как хотелось бы. Год есть, а просвещения, образования нет.

Надежды, которые активисты возлагали на Год экологии, не оправдались. Экологический взгляд на вещи не стал преобладающим при принятии чиновниками тех или иных решений. Возможно, дело в том, что россиянам, включая чиновников, не хватает информации об экологических проблемах, не сформирован к этим проблемам интерес? Или это — нежелание видеть проблемы в принципе? Так может, стоило давно заняться экологическим просвещением, тогда и Год экологии удался бы?

А ведь когда-то экологическому просвещению в нашей стране уделялось больше внимания. В СССР было создано множество образовательных и просветительских программ, а в 90-е годы случился настоящий расцвет экологического образования и просвещения, когда предмет «Экология» был введен в школе как обязательный. Но это продлилось недолго. Сейчас его преподают в школе только в некоторых регионах. Кое-кто считает, что новый предмет «Окружающий мир» полностью заменил необходимость предмета «Экология». На самом деле, этот предмет не дает прикладных знаний о том, как мы лично влияем на окружающую среду, и что можем сделать, чтобы сократить это влияние. Многие специалисты отмечают некорректное использование терминов и даже наличие фактических ошибок. Более того, предмет преподается только в начальной школе.

Место государства в системе экологического образования замещает гражданское общество. Мы наблюдаем рост активности среди общественных организаций. С одной стороны, поколение 90-х, которое успело застать расцвет экологического образования, реализует на практике полученные когда-то знания. С другой стороны, молодые люди зачастую как волонтеры занимаются экологическим просвещением и в соцсетях, и во время «оффлайновых» акций. Но некоммерческие организации, несмотря на Год экологии, все больше ощущают на себе влияние закона об иностранных агентах, который во многом ущемляет их деятельность, так как очень часто финансовую поддержку проще найти за рубежом, чем внутри страны.

Тем не менее, в этом году прошло множество просветительских акций, в первую очередь в Москве. Однако их организаторы отмечают, что посещаемость достаточно низкая, а у людей нет интереса к проблемам экологии. В итоге на таких мероприятиях встречаются практически одни и те же люди. Подобная ситуация наблюдалась и в регионах.

С другой стороны, чему удивляться? Какой у людей может быть интерес к мероприятиям, после которых нет конкретных действий? Они обречены оставаться абстракцией, а абстракция неинтересна. Взять раздельный сбор отходов: что толку об этом говорить на конференциях и детских утренниках, если городские власти не обеспечивают возможности сортировки и переработки отходов? В чем смысл таких разговоров? Или взять проблему доступа к информации о состоянии городской среды: власти скрывают данные о загрязнении воздуха, радиационном загрязнении или о состоянии водопроводной воды. И в чем тогда смысл инициированных властью дискуссий?

Будут ли горожане после Года экологии обращать внимание на экологические аспекты в предвыборных программах депутатов или даже президента? Будут ли они требовать исполнения Конституции нашей страны, в которой говорится о праве на благоприятную окружающую среду? Пока складывается ощущение, что наше общество в массе своей еще не доросло до такого уровня. Что напрямую связано с отсутствием адекватного массового экологического просвещения на всех уровнях, как в формальном, так и в неформальном образовании.

Это можно видеть и в процессе формирования «моды на экологию». Несмотря на то, что мода на экологические товары, несомненно, растет, параллельно с этим идет массовая дезинформация, основанная на желании заработать. Общество, где наблюдается недостаток экологического просвещения, легко поддается манипуляциям со стороны недобросовестным торговцев, которые предлагают якобы «зеленые» товары. А что государство? Ведь оно могло бы защитить людей от манипуляторов через систему корректной сертификации экологической продукции! Но государство медлит.

Россия — лидер по природному капиталу в мире, и несет ответственность перед человечеством за сохранение природных экосистем. Поэтому если мы действительно хотим иметь влияние на международной арене, нам следует больше обращать внимание на экологические проблемы и на роль РФ в их решении. Экологическое просвещение — ключевой элемент, так как решающее значение имеют коллективные и сплоченные действия как на уровне государства, так и на международном уровне. В России еще многое нужно сделать, чтобы критическая масса населения действительно была обеспокоена состоянием окружающей среды. Хотелось бы надеяться, что Год экологии все-таки стал первым шагом в новую реальность.

Автор колонки: Неля Рахимова