Россияне протестуют против одноразовых пакетов

Один из крупнейших отечественных ритейлеров уже отменил раздачу бесплатных пластиковых пакетов в магазинах. Кто следующий?

Фото: facebook.com

Самый покупаемый товар в наших магазинах — пакет. Та самая одноразовая сумка, которую предлагают на кассах, даже если берешь просто бутылку минералки или жвачку. А есть еще фасовочные в отделе овощей и фруктов. Тем количеством полиэтиленовых пакетов, что мы прихватываем с собой при закупках, при желании можно застелить три Москвы. Собрать их и переработать очень сложно, но в природе они рано или поздно оказываются в пищеводах диких животных и рыб, отравляют почву и воду. Первый шаг к исправлению ситуации — самому отказаться от подобной тары.

Поэтому Гринпис России запустил кампанию «Пакет? — Спасибо, нет». Каждый желающий может подписать обращение на сайте организации и сделать свой вклад в предотвращение «пластикового апокалипсиса». Всего за две недели обращение подписали почти 30 тысяч человек.

«30 000 подписей мы заложили вначале, когда прикидывали, сколько людей готово проголосовать "за". Не ожидали, но количество откликов быстро перевалило за этот предел. Мы подняли планку до 40 тысяч подписей. Если понадобится — будем поднимать еще, пока ритейлеры не услышат своих покупателей», — рассказал «+1» Дмитрий Артамонов, руководитель проекта «Ноль отходов» Гринпис России.

На момент выхода статьи в печать число подписавших петицию достигло уже 38 335.

Обращения уйдут в адрес пяти крупнейших ритейлеров: Магнит, Х5 Retail Group (это Перекресток, Карусель и Пятерочка), АШАН, ДИКСИ, Лента. Несколькими неделями ранее Гринпис сам отправил 20 крупнейшим сетям письма с предложением отказаться от этой вредной и зачастую совершенно не нужной упаковки.

На обращение уже отреагировали несколько компаний, и очень быстро. В частности, АШАН буквально за несколько дней до публикации этой заметки отменил раздачу бесплатных пакетов во всех своих 62 магазинах. Компания «Вкусвилл» призналась, что данный вопрос стоит на повестке дня, но окончательное решение пока не принято.

По словам Дмитрия, 40 тысяч собранных подписей не означает конца кампании. Более этого, электронную форма обращения после этого не закроют:. «Мы не хотим, чтобы у сетей создалось впечатление, что нам бы только собрать подписи и успокоиться. Мы призываем сети к серьезным изменениям. Нам нужно, чтобы супермаркеты убедились: люди хотят и готовы подстраиваться под системные перемены», — говорит эксперт.

Параллельно Гринпис предлагает писать обращения в Книги жалоб и предложений, ведь их магазины по закону не имеют права игнорировать. В портфолио Гринписа есть примеры, когда аналогичный механизм действительно сработал. Пять лет назад организация первой обратилась к супермаркетам с предложением изменить экологическую политику и производить меньше отходов в «лице» упаковки. Затем был составлен рейтинг «Зеленый супермаркет»; покупатели оставляли пожелания и отзывы как раз в Книге жалоб и предложений. Супермаркеты тогда к мнениям клиентов прислушались: начали вводить раздельный сбор мусора и предлагать многоразовые сумки.

Информационная кампания привлекла не только постоянных сторонников борющихся за экологию организаций, но и тех, которые раньше в природоохранных мероприятиях не участвовали. «Это означает, что люди действительно о проблеме задумывались, но имели возможности высказать свое мнение так, чтобы оно было услышано. Тут им предложили удобный механизм участия», — подчеркнул Артамонов.

Главная идея кампании «Пакет? – Спасибо, нет» не в том, чтобы убедить одну отдельную сеть отказаться от одноразовых пакетов, а в том, чтобы рассказать людям о возможностях. Ведь многие даже не задумываются, что прийти в магазин можно со своим пакетом. Следовательно, не все знают про альтернативы — тканевые эко-сумки, авоськи, многоразовые пакеты, другие виды собственной тары. Поэтому информационная кампания и началась в сети, где аудитория наиболее доступна. Затем она может выйти за пределы интернета; выбор дальнейшей стратегии станет ясен позже.

«Наша основная задача — менять людское сознание постепенно. Рассказать, почему нужно отказываться от целлофановых пакетов. Понимаем, что всех разом охватить не получится, поэтому идем через тех, кому уже не все равно, и до кого проще дотянуться. Они смогут нести эту идею дальше», — добавил Дмитрий.

«Определенный процент потребителей обеспокоился проблемой пластиковых пакетов именно в результате деятельности общественных организаций, и теперь старается использовать тару неоднократно».

Руководитель Движения ЭКА и управляющий партнер Зеленого агентства ВЕЛЕС Татьяна Честина

Руководитель Движения ЭКА и управляющий партнер Зеленого агентства ВЕЛЕС Татьяна Честина считает кампанию Гринписа важной инициативой: «С одной стороны, она формирует массовый спрос со стороны потребителей, а их мнение значимо для торговых сетей. С другой — просвещает интернет-пользователей о важности перехода на многоразовые альтернативы».

«У торговых сетей — большие возможности в плане ограничения оборота пластиковых пакетов и информирования и просвещения потребителей. Это отказ от предоставления бесплатно любых одноразовых пакетов, информирование покупателей об их вреде, стимулирование и поощрение многократного использования пакета или собственной тары, —  добавила Татьяна. —  Для этого нужны как информационные объявления, так и обучение персонала. Предложение сетью «многоразовых» альтернатив — собственных брендированных сумок — и предоставление скидки или бонусов за ее использование. Увеличение продаваемых не в упаковке, а на развес товаров, как на рынках… Это лишь некоторые из возможных мер».

Введение же экосбора, о котором недавно говорил глава Минприроды Сергей Донской, Татьяна Честина не считает решением проблемы образования огромного количества пластикового мусора: «Дело даже не в том, что нет прозрачного механизма, как именно собранные средства поспособствуют этому. Основная проблема — пластиковые пакеты очень сложно выделить из потока отходов и переработать, а в нашей стране отсутствует массовый раздельный сбор отходов. Согласно принятой в мире и сейчас в России иерархии обращения с отходами, на первом месте должно быть предотвращение и сокращения самого факта их образования. В случае с пакетами это будет переход на многоразовые альтернативы».

В росийских магазина ИКЕА, АШАН, Реал, Дикси и некоторых других уже можно попросить на кассе бумажный или плотный многоразовый пакет. Но это — выбор покупателя, пока не все готовы его сделать.

Между тем, ряд государств от подобной упаковки уже отказался. Например, в Бельгии правительство планомерно и активно продвигает отказ от тонких пластиковых пакетов, стимулируя как сети, так и покупателей. Они полностью запрещены, а на многоразовые альтернативы вводятся регулируемые государством цены. Так покупатель не захочет повторно тратить деньги и воспользуется пакетом повторно.

Минимальная цена также установлена в Нидерландах. Во Франции вводятся в оборот пакеты с биоматериалом в их составе, то есть разлагаемые пакеты. Также в Чили недавно правительство приняло решение запретить продажу одноразовых пакетов в 200 прибрежных районах страны, а в Кении вообще за использование пластиковых сумок предусмотрена уголовная ответственность. 

Мария Василькова, вице-президент по маркетингу Segezha Group, предложила сделать акцент именно на постепенном замещении, просвещении наших соотечественников и формировании осознанного перехода к новому, более экологичному образу жизни.

«Полиэтиленовые пакеты — источник устойчивого загрязнения окружающей среды и причина гибели многих видов животных и рыб, а также загрязнения океанов и грунтовых вод. В природе не существует микроорганизмов, способных разрушить полиэтиленовые изделия, а утилизировать эту продукцию можно только путем переработки, захоронения или сжиганием. На текущий момент перерабатывается не более 3% полиэтиленовой упаковки. Замещение полиэтиленового пакета чем-то более экологичным на российском рынке возможно только эволюционным путем, в виде постепенного перехода к ответственному потребительскому выбору. Однако начинать двигаться поступательно и системно в данном направлении критически необходимо уже сегодня. Первым шагом на данном пути должно стать обеспечение выбора типа упаковки для клиента: размещение в магазинах как полиэтиленовых, так и биоразлагаемых (бумажных) пакетов».

Вице-президент по маркетингу Segezha Group Мария Василькова

Мировой опыт показал, что совместные действия производителей и торговых сетей, а также информирование широкой общественности помогают довольно быстро изменить привычки покупателей. А кампания Гринписа наглядно подтверждает: российский потребитель меняться готов.

Автор: Елена Матвеева