Разработать кампанию за ВИЭ с нуля

Международная климатическая сеть Climate Action Network (CAN) выпустила онлайн-пособие по организации кампаний за 100%-ный переход на возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Эта инструкция поможет как юридическим, так и физическим лицам. Она разбита на восемь последовательных шагов, а также дополнена справочными материалами и тематическими исследованиями.

Инструкцию можно использовать как инструмент для повышения осведомленности о важности перехода на ВИЭ или как метод давления на компании, предприятия, организации.

«Пособие универсально и позволяет любому заинтересованному человеку разработать собственную общественную кампанию за переход к 100% возобновляемой энергии в своем городе, регионе или стране», — отметила коммуникационный менеджер CAN по странам Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА) Татьяна Шауро.

Шаг 1. Анализ текущей ситуации

Каково положение дел с ВИЭ в стране? Кто принимает решения по вопросам энергетической политики? Существуют ли примеры ВИЭ-проектов в вашем регионе? Как СМИ освещают вопросы возобновляемой энергетики?

Необходимо предварительно ознакомиться с климатическими обязательствами государства (INDC). Скажем, в российском документе говорится, что долгосрочной целью ограничения антропогенных выбросов парниковых газов в России может быть показатель в 70–75% от уровня 1990 года к 2030 году при условии максимально возможного учета поглощающей способности лесов.

Первый этап включает поиск потенциальных союзников. В зависимости от страны ими могут стать организации по развитию (GIZ, DfID, USAID) или банки развития, заинтересованные в проектах по 100%-ному переходу на ВИЭ.

Шаг 2. Выявление проблемы

Препятствия могут иметь разный масштаб: от недостаточного внимания к ВИЭ на уровне национальной политики до нежелания деканата факультета устанавливать солнечные панели. На этом этапе предлагается использовать специально разработанный инструмент «Дерево проблем», позволяющий вырабатывать решение для каждого случая.

Шаг 3. Анализ влияния

Необходимо изучить позиции, мотивы и влияние тех, кого коснется кампания: союзников, потенциальных скептиков и тех, кто находится «посередине».

Допустим, среди заинтересованных лиц есть областной орган государственного управления, выступающий против кампании за переход на ВИЭ. На его позицию могут оказывать влияние компании, работающие в секторе ископаемого топлива. Тогда в инструментарий оказания давления можно включить опросы общественного мнения и петиции.

Шаг 4. Составление плана

Следующий этап — формулировка плана кампании, постановка цели и задач, определение тактики и стратегии. Авторы советуют выстраивать задачи по принципу SMART: конкретные (specific), измеримые (measurable), достижимые (achievable), реалистичные (realistic) и ограниченные во времени (time-bound).

Шаг 5. Коммуникации

Коммуникационная стратегия — один из главных инструментов формирования поддержки, оказания давления и поддержания роста кампании на всех уровнях. Сначала нужно определить целевую аудиторию и каналы коммуникации. Затем формируется каркас кампании — основные темы и вопросы. Не менее важны четкий месседж, повторяющийся во всех каналах коммуникации, и рассказ об акции — с сюжетными линиями, персонажами и композицией.

Шаг 6. Набор союзников

Анализ потенциальных союзников, который проводится на первом этапе, пригодится при реализации шестого. Большое значение имеет участие известных людей. Яркие примеры — Арнольд Шварценеггер и Леонардо Ди Каприо, активно принимающие участие в продвижении ВИЭ через выступления на конференциях и встречи на высшем уровне, а также при помощи своих аккаунтов в социальных сетях.

Шаг 7. Планирование ресурсов

Один из ключевых аспектов успешной кампании за принятие обязательств по переходу на ВИЭ — правильно составленный бюджет. Для каких целей необходимо финансирование? Когда необходимо начать сбор средств? Нужно определить минимальную и максимальную суммы, необходимые для кампании. Разницу между ними лучше увеличить на треть — на случай возникновения непредвиденных расходов. Следующий шаг — назначение ответственного лица. Какие методы сбора средств будут использоваться? В инструкции предлагается их диверсифицировать: источниками финансирования могут выступать членские взносы, местные фонды и предприятия, онлайн-пожертвования, краудфандинг и личные средства сторонников и союзников проекта. В реализацию кампании желательно вовлекать волонтеров.

Шаг 8. Мониторинг и оценка

На последнем этапе озвучивается ряд советов относительно отслеживания хода кампании и ее результатов. Для мониторинга деятельности можно использовать доклады и презентации, привлеченные СМИ, созданные объединения, результаты проведения митингов и маршей, обучения целевой аудитории, лоббирования. Высок потенциал применения интерактивных карт: например, на них можно следить за тем, какие органы местного самоуправления приняли на себя обязательства по переходу на ВИЭ. Но актуальны и более традиционные методы оценки воздействия и эффективности проекта: интервью с заинтересованными лицами и фокус-группой, а также опросы и мониторинг СМИ.

Автор

Татьяна Кондратенко