Раздельный сбор как часть расширенной ответственности производителя

Руководитель направления по работе с органами власти экологического движения «РазДельный Сбор» Анна Гаркуша — о пяти факторах в области расширенной ответственности производителя, препятствующих развитию отрасли в России

Фото: newsinmir.com

Инструмент расширенной ответственности производителя (РОП) призван обеспечить развитие раздельного сбора отходов и их вторичной переработки за счет прямых инвестиций производителя в отрасль или уплаты экологического сбора в бюджет.

По идее, производителю выгоднее самостоятельно инвестировать в раздельный сбор, обработку и утилизацию своей продукции, чем уплатить экосбор. Однако на практике из-за нескольких факторов это не работает с большинством видов отходов.

Какие это факторы и как изменить ситуацию в лучшую сторону?

1. Раздельный сбор и утилизация отходов стоят значительно дороже, чем те средства, которые производитель должен выплатить в виде экологического сбора. Дело в том, что на многие типы отходов ставка недостаточно высокая, а на полимеры — откровенно низкая. Норматив утилизации для многих видов отходов тоже занижен и ничего не стимулирует. Например, выпуская на рынок огромный объем пластиковой тары, производитель должен обеспечить ее утилизацию всего на 10—15—20%. В реальности эти показатели могут быть фактически достигнуты, ведь полноценного учета по количеству раздельно собранных и утилизированных отходов в РФ не ведется. В отношении макулатуры это зафиксированный казус: при нормативе утилизации от 10 до 25%, в зависимости от категории, перерабатывается уже 40%. При этом отрасль переработки ПЭТ и макулатуры значительно недозагружена из-за нехватки сырья, а строительство мощностей для других материалов тормозится отсутствием средств.

Предложение: Повысить ставки экологического сбора и нормативы утилизации до адекватного уровня, при котором инвестируемые суммы действительно будут покрывать затраты на развитие системы РСО. При этом еще останутся средства на строительство новых утилизационных мощностей. Что касается макулатуры, которой принадлежит лидерство в сфере вторичной переработки, — норматив утилизации вообще следует увеличить до 100%.

2. Государству все равно, откуда производитель возьмет вторичное сырье: соберет селективно или купит у заводов по сортировке смешанных отходов. Согласно закону, средства экосбора приоритетно направляются на строительство объектов обработки (сортировки) и утилизации. Поэтому субъекты РФ делают ставку на сортировку смешанных отходов и игнорируют необходимость развития инфраструктуры РСО. Такие приоритеты могут удовлетворять потребности РОП только до тех пор, пока доля извлекаемого вторичного сырья выше, чем нормативы утилизации. Когда они станут выше на 20% по всем позициям, окажется, что мы проморгали еще 3–5 лет, необходимых для развития РСО. Также система порождает порочную практику «торговли справками», когда обработчик и утилизатор договариваются и продают липовые документы.

Предложение: Запретить засчитывать РОП на основе количества отходов, извлеченных из смешанных ТКО. Второй вариант — ввести на них понижающий коэффициент. Разрешить направлять средства экологического сбора и на развитие инфраструктуры РСО.

3. Перечень товаров, подлежащих утилизации, недостаточно широк с точки зрения тары и упаковки. В частности, такой популярнейший вид многослойной тары, как Tetra Pak, в том числе бумажные ламинированные стаканчики, не обязателен к утилизации и прямым ходом отправляется на помойку или МСЗ.

Предложение: Дополнить перечень товаров, которые подлежат обязательной утилизации, еще не вошедшими в него позициями, если для соответствующей продукции существуют доступные и безопасные технологии сбора и переработки. Или же ввести запрет, если это невозможно или экологически опасно.

4. В системе зачета РОП у производителей есть лазейка, которая позволяет заменять выполнение РОП утилизацией легко собираемых и перерабатываемых ликвидных видов отходов вместо сложно перерабатываемых и потенциально токсичных материалов — например, ПВХ-упаковки или вспененного полистирола. Это тормозит решение проблемы сбора и утилизации всех видов использованной тары и упаковки.

Предложение: В перечне товаров, подлежащих обязательной утилизации, выделить группы отходов не только по назначению, но и по составу материалов, из которых они изготовлены. Запретить взаимозачет утилизации товаров из различающихся по используемым материалам групп.

5. Заблокировано целое направление раздельного сбора отходов от населения в общедоступных местах. Это сделано лишь потому, что торговые сети не заинтересованы в сборе той тары и упаковки, в которой они продают продукцию.

Предложение: обязать торговые сети обеспечивать создание возможностей для крупных производителей по сбору своей тары и упаковки в общедоступных местах.

Автор: Анна Гаркуша, руководитель направления по работе с органами власти движения «РазДельный Сбор»

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции