Пластик может заменить лед на санно-бобслей­ных трассах

Это сократит расходы на строительство и содержание олимпийских объектов

Руководитель Центра производства и моделирования композитов при Университете Пердью (США) Ян-Андерс Мансон предложил строить санно-бобслейные трассы из сверхвысокомолекулярного полиэтилена высокой плотности. Материал, мало уступающий льду, поможет сократить расходы на строительство и содержание объектов, которые после Олимпиады редко используются, сообщает издание Phys.org.

Во время трехлетних исследований в швейцарском городе Лозанна специалист установил, что на пластиковом треке создается такое же трение, как на ледовом. Трасса практически не деформируется после тысячи проездов: сани оставляют микроканавки, но по словам Мэнссона, «полимер быстро затягивает раны». К тому же на пластиковом треке сани разгоняются до 100 км\ч за 600 м.

Как утверждает специалист, экологический след трека из пластика на 70% меньше. На традиционных трассах постоянно работают охладительные системы, которые сжигают много энергии. Трассы также строятся далеко от населенных пунктов, и жители вынуждены использовать транспорт, чтобы добраться до места. Пластиковый трек может состоять из 22 блоков и собираться в любом месте в любое время года.

Такая конструкция позволит сократить расходы и на строительство, и на содержание трассы. Как подсчитал ученый, санно-бобслейная трасса для зимних Олимпийских игр 2006 г. в Турине стоила $100 млн. Еще $1 млн ежегодно уходит на содержание трека, хотя в год проводится всего несколько соревнований. На строительство трассы из пластиковых элементов потребуется $4-5 млн. Срок окупаемости такого объекта, по оценкам эксперта, составляет десять лет, если использовать трассу зимой и летом.

«Цель каждого спорта — привлечь детей, чтобы они начали соревноваться. На пластике с теми же свойствами, что у льда, вы можете проводить бобслей летом и даже крупные мероприятия в теплых странах», — пояснил специалист.

Пробную пластиковую трассу могут построить для юношеских Олимпийских игр, которые состоятся в 2020 году в Лозанне.

Мансон и его коллега старший разработчик программного обеспечения в Центре производства и моделирования композитов Джош Дастин ищут способы применения современных технологий для решения спортивных проблем в разных видах спорта. Для этого ученые изучают новые материалы и технологии производства в недавно созданном при университете Пердью Спортивном консорциуме.

Подобные исследования необходимы, учитывая, что во всем мире сокращается число мест, пригодных для зимних видов спорта. Как установила команда исследователей под руководством профессора географии Университета Уотерлу (Канада) Дэниэла Скотта, девять из 21 города, где когда-либо проходили Олимпийские игры, не смогли бы принять соревнования вновь — в 2050 году там будет слишком тепло. Например, во французском городе Шамони-Мон-Блан, который принимал первые зимние игры в 1924 году, температура зимой может подняться на 14°C к середине века.

Как установили ученые, сужается не только выбор мест проведения игр. У спортсменов все меньше возможностей тренироваться. По прогнозам исследователей, в США лыжные трассы сократятся вполовину к середине века и на 80% — к 2090 году.