Первый шаг к экокарьере

Еще 15 лет назад специалисту по экологии было крайне трудно найти работу. Вакансии для выпускников вузов в области защиты окружающей среды были в дефиците и лишь изредка встречались в НКО и бюджетной сфере. Но по мере того как устойчивое развитие становится актуальным для российского бизнеса, ситуация меняется.

Экология 8 мин на чтение Добавить в закладки
Форум «ЭкоКарьера», который состоялся 19 апреля на экономическом факультете МГУ
Форум «ЭкоКарьера», который состоялся 19 апреля на экономическом факультете МГУ
Фото предоставлены организаторами ВузЭкоФеста

О новых возможностях для тех, кто хочет связать свою жизнь с экологией, студентам рассказали на первом форуме «ЭкоКарьера», который состоялся 19 апреля на экономическом факультете МГУ в рамках ежегодного фестиваля «ВузЭкоФест». Гостями «Экокарьеры» стали представители известных компаний, реализующих проекты в области устойчивого развития, а также заместитель руководителя аппарата комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды Елена Семилетова и руководитель проекта «Будущее в настоящем», модератор-аналитик второй редакции «Атлас новых профессий» Инесса Чиликина.

Career.ru: чтобы обеспечить себе успех в сфере устойчивого развития, стоит как можно быстрее перестать быть «молодым специалистом»

Форум стал знаковым событием для «зеленой» экономики в России, так как продемонстрировал важность этой темы для бизнеса и общества, включая самых молодых и активных его представителей. Мероприятие вызвало такой интерес, что сидячих мест в аудитории хватило не всем. По словам директора фестиваля Елизаветы Рагозиной, форум был организован в ответ на многочисленные запросы со стороны студентов МГУ и других вузов: «К нам подходили ребята и спрашивали, куда можно пойти работать, в каких компаниях открыты вакансии в сфере устойчивого развития. В то же время к нам стали поступать вопросы от представителей бизнеса, которые спрашивали, нет ли у нас инициативных студентов, молодых специалистов, у которых есть понимание темы».

Даже те студенты, чья специальность напрямую связана с экологией, редко имеют четкое представление о том, где начинать, особенно когда работодателю нужен молодой опытный сотрудник. Поэтому организаторы решили дать возможность потенциальным работодателям и соискателям пообщаться напрямую и выяснить обоюдные ожидания.

Генеральный партнер Вузэкофеста GP Batteries организовал акцию по сбору батареек на форуме «Экокарьера»
Генеральный партнер Вузэкофеста GP Batteries организовал акцию по сбору батареек на форуме «Экокарьера»
Фото предоставлены организаторами ВузЭкоФеста

«За последние десятилетия спрос на специалистов в области устойчивого развития вырос, причем значительно. Это связано с тем, что международное сообщество активно занимается этой темой и корпорации внедряют ЦУР в свои бизнес-модели, — рассказала на форуме Ирина Антюшина, управляющий по программам устойчивого развития, благотворительности и фондов Unilever в России, Украине и Беларуси. — Чем хороша работа в этой области? Вы фактически участвуете в глобальной перестройке моделей производства и потребления, а местами трудоустройства могут быть небольшие и крупные компании, некоммерческие организации и органы власти — Госдума, Федеральное собрание, министерства, ведомства, которые работают в этом направлении».

Наиболее востребованные специальности у российских работодателей: «инженер-эколог», «эколог» и «специалист по охране труда»

По словам Антюшиной, сфера возможной деятельности для молодого специалиста куда шире, чем отдел по устойчивому развитию. Экологические вопросы решаются разными подразделениями — производственными, отделами исследований и разработок, маркетинга, охраны труда, управления цепочками поставок. Она отметила, что компания Unilever, сделавшая устойчивое развитие частью своей стратегии, ждет студентов и молодых специалистов на оплачиваемую трехмесячную стажировку.

Данные о «зеленом» секторе на рынке труда представила Ирина Святицкая, руководитель сайта для молодых специалистов Career.ru. Доля таких вакансий в общем объеме все еще мала, хотя имеет твердую тенденцию к росту, и конкуренция в этой сфере выше, чем в среднем по рынку труда, и главный способ обеспечить себе успех, по ее словам, — это как можно быстрее перестать быть «молодым специалистом», то есть как можно раньше искать работу и стажировку. Наиболее востребованы у российских работодателей специальности «инженер-эколог», «эколог» и «специалист по охране труда». Кандидат должен быть технологически грамотным, правильно писать и говорить по-русски, хорошо владеть английским языком; в последние годы также выросла популярность китайского.

Deloitte: 90% потребителей готовы отказаться от привычного бренда ради поддержки полезных инноваций или игнорировать компании, у которых отсутствует стратегия КСО

О тенденциях в международной бизнес-среде рассказал Иван Кухнин, руководитель направления по оказанию услуг в области устойчивого развития «Делойт» СНГ. По его словам, экологичность из «украшения» становится обязательной характеристикой. По данным международных исследований Deloitte, 90% потребителей готовы отказаться от привычного бренда ради поддержки полезных инноваций или игнорировать компании, у которых отсутствует стратегия КСО. А наличие социальных и экологических программ снижает текучесть кадров почти наполовину и повышает производительность труда до 13%. Средний рост продаж у ответственных компаний составляет 4% против 1% у остальных.

Студенты встретились с представителем компании Deloitte
Студенты встретились с представителем компании Deloitte
Фото предоставлены организаторами ВузЭкоФеста

Слушателям было интересно узнать, чем занимаются люди, уже сделавшие собственную экокарьеру. О корпоративных программах экологической ответственности в своих компаниях рассказали Дина Епифанова, руководитель отдела экологии Tetra Pak в России, Украине, Беларуси и Центральной Азии, Игорь Наймушин, руководитель направления по работе с органами власти и общественными организациями Coca-Cola HBC Россия и Андрей Новиков, руководитель направления электронной коммерции компании ООО «А Зет».

Их доклады были посвящены сбору и переработке таких ресурсов, как асептическая упаковка, пластиковые бутылки, а также батарейки. Они не разлагаются в природной среде или разлагаются с образованием токсичных веществ — поэтому следует избегать попадания таких отходов на свалки. Однако все они могут быть повторно направлены в производство.

«Сoca-Cola HBC Россия уделяет большое внимание вопросам устойчивого развития. Одним из наших приоритетов является раздельный сбор упаковки. В рамках программы по популяризации раздельного сбора отходов в России, „Разделяй с нами“, с ноября 2016 года до конца 2017 года Coca-Cola [в России] отправила на переработку почти 30 тысяч тонн отходов различной упаковки. В 25 городах РФ установлены более 2,5 тысячи контейнеров», — отметил Игорь Наймушин, руководитель направления по работе с органами власти и общественными организациями Coca-Cola HBC Россия.

Андрей Новиков из GP Batteries рассказал о том, как важно не выбрасывать батарейки, а отправлять их на переработку. Например, из 50 тонн батареек можно получить 9 тонн лома чёрных металлов. В рамках акций, в ведущих вузах страны, компания установила контейнеры для сбора батареек и занималась популяризацией портативных аккумуляторов. Цель — показать, что привычка жить экологично формируется просто, если для этого созданы условия. На каждом контейнере был индивидуальный номер, собранные батарейки по завершении форума отправили на завод-переработчик ГК «Мегаполисресурс» в Челябинск. 

Сергей Кирлан, директор отдела технического развития, безопасности, гигиены и экологии L’Oréal, рассказал студентам о специфике работы инженера-эколога в международной косметической компании.

Студенты общаются с представителем компании L’oreal
Студенты общаются с представителем компании L’oreal
Фото предоставлены организаторами ВузЭкоФеста

В ходе второй секции форума прошли «быстрые знакомства» между потенциальными сотрудниками и работодателями; студенты и выпускники смогли рассказать о себе представителям «зеленых» компаний и вручить им свои резюме, узнать о возможностях стажировок и трудоустройства. В «знакомствах» участвовали EcoStandard Group, «Оптиком», «Экотехнологии», L’Oreal, фермерский кооператив «ЛавкаЛавка», Deloitte, «МК Сервис», Coca-Cola и общественный экологический проект «РосЭко». В течение вечера шла акция «Треш-контроль» по приему вторичного сырья. За килограмм макулатуры получить блокнот, за пять пластиковых бутылок — спортивную бутылку для воды, а за 10 — термокружку. В паузе между секциями форума состоялась рэп-импровизация на экологическую тематику от Алексея «Кингсайз» Храпова — победителя фристайл-баттлов и преподавателя «Фристайл Мастерской».

Автор: Людмила Брус
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl/Cmd+Enter