Музей — двигатель социальных и экологических инноваций

Музеи современного формата «выходят» в города бороться с дискриминацией в обществе, с экспансией рекламных вывесок, с мусором и дефицитом воды.

Музей Куинса

В наши дни многие музеи стремятся к максимальному вовлечению в жизнь общества и становятся катализаторами устойчивого социального и экологического развития: они учат раздельно собирать мусор и экономить воду, благоустраивают городские кварталы, обучают иммигрантов гражданскому праву и помогают с оформлением официальных документов. Формируется концепция «музея участия», не только собирающего любителей искусства и науки, но и решающего актуальные социальные и экологические задачи. Многие российские и зарубежные арт-пространства превращаются в настоящие центры городских сообществ.

О пяти видах социальных инноваций, которые помогают музеям объединить вокруг себя жителей, НКО и бизнес, рассказал специалист по работе с сообществами Тульского историко-архитектурного музея Михаил Малашенко.

1. Работа с уязвимыми категориями граждан

В «музеях участия», также известных как «музеи 2.0.», значительное внимание уделяется программам для иммигрантов, бездомных, бывших заключенных, инвалидов, душевнобольных и других уязвимых категорий населения. С какой группой работать — зависит от того, кто живет вокруг музея, и от наличия партнеров среди местных НКО и бизнеса, рассказывает Михаил Малашенко.

Один из лучших примеров такой деятельности — программы американского Музея Куинса. Учреждение располагается в одном из пяти районов Нью-Йорка — Куинсе, в микрорайоне Корона. Основная часть жителей — иммигранты из Латинской Америки, а также афроамериканцы, итальянцы, переселенцы из Китая и Юго-Восточной Азии. Как отмечается в докладе музея, у многих мигрантов нет документов. Молодые люди вынуждены работать на семью, часто сверхурочно, в двух и более местах, отказываются от поступления в вузы.

Один из последних проектов музея — образовательная программа «Новые нью-йоркцы». В учебный курс, разработанный при участии Библиотеки Куинса, вошли бесплатные семинары по английскому языку, живописи, книжной верстке, различным ремеслам, фотографии, редактированию видео, графическому дизайну, веб-дизайну, компьютерной грамотности, актерскому мастерству и искусствознанию. Занятия, в основном, ведутся на английском, испанском, корейском и китайском языках, но также они проходили на арабском, бенгальском, непальском, персидском, португальском, тибетском, хинди и хорватском.

Музей Куинса известен своими образовательными программами для иммигрантов

По словам руководителя направления социальных программ и привлечению сообществ Музея Куинса Прераны Редди, проект очень востребован: группы заполняются сразу после открытия. Занятия помогают переселенцам быстрее обжиться на новом месте.

В середине 2000-х годов Музей Куинса запустил инициативу «Лидерство через искусства» (Leadership Through the Arts), в рамках которой открылись субботние занятия по политической грамотности и гражданскому праву для иммигрантов 16-23 лет. Для них и при их непосредственном участии проводились лекции, семинары, концерты и спектакли, посвященные актуальным проблемам местных сообществ, — и в самом музее, и на других площадках района. Программа позволила высказаться и заявить о себе 500 жителям Куинса, а ее общая аудитория составила свыше 10 000 человек.

«Я боялась, что жители настороженно отнесутся к столь активному участию художественного учреждения в делах местного сообщества. Однако последовательность и регулярность наших действий и достигнутые положительные результаты помогли изменить отношение людей, — рассказала координатор работы с сообществами Музея Куинса в 2006-2009 годах Наила Розарио. — (...) Они поняли, что музей существует для них, а не только для модной художественной тусовки. (...) Раньше я и не подозревала, какое влияние искусство способно оказывать на развитие сообщества».

Музей советских игровых автоматов в Санкт-Петербурге, в партнерстве со старейшей в городе благотворительной организацией помощи бездомным "Ночлежка«,в марте организовал благотворительный аукцион раритетных предметов «Соцсбыт». Собранных на мероприятии денег хватит, чтобы организовать рейс «Ночного автобуса», во время которого волонтеры «Ночлежки» раздают продукты бездомным и малоимущим петербуржцам.

Музей советских игровых автоматов организовал благотворительный аукцион «Соцсбыт» для помощи бездомным

Московский музей современного искусства «Гараж» при поддержке бренда одежды UNIQLO открыл в августе бесплатные занятия по йоге для глухих и слабослышащих.

2. Экологические инновации

Музейная деятельность связана с колоссальной бюрократией и огромными объемами макулатуры. Музей как организация может и должен становиться более экологичным: в том числе, внедрять раздельный сбор и энергосберегающие технологии. Собственным примером, а также при помощи выставок и образовательных программ музей может обучать граждан сознательному потреблению и помогать решать экологические проблемы.

Например, австралийская организация Museums Victoria, в ведении которой находятся Мельбурнский музей и Музеи науки и иммиграции, также расположенные в Мельбурне, в 2003 году запустилапроект Water Smart Home, задачей которого являлась оптимизация потребления воды благодаря повышению сознательности жителей города (60% расхода приходилось на домохозяйства). Австралия — самый сухой континент Земли, но, несмотря на это, уровень потребления воды на душу населения в этой стране — один из самых высоких.

Музеи Мельбурна провели серию акций, посвященных популяризации технологий водосбережения среди горожан

На протяжении четырех лет организация провела в Мельбурнском музее интерактивную выставку технологий экономии воды в доме и саду; создала веб-страницу, на которой демонстрировались примеры домовладений с рекордными показателями водосбережения; разработала образовательные программы по этой тематике, включая студенческую инициативу Water Power; организовала туры по образцовым с точки зрения расхода водных ресурсов домам и садам; поставила спектакль «Aqua Profunda».

3. Дизайн городской среды

Помимо экологических и социальных вопросов, музеи решают и проблемы городской среды. Все тот же музей Куинса выступил инициатором создания площади Корона, с ее пешеходной зоной, возникшей на месте замусоренной улицы и ставшей ключевой площадкой для многих мероприятий музея — как в области искусства, так и социальных. Поначалу для их проведения на один день перекрывалось движение, но в 2012 году площадь получила официальный статус и окончательно стала пешеходной. Там появились этнические кафе и другие предприятия малого бизнеса, превратившие площадь Корона в настоящий центр местного сообщества. Городские власти продолжают ее реорганизацию и реконструкцию — в этом году на эти цели выделено 5,6 миллионов долларов.

Тульский историко-архитектурный музей борется с «экспансией» рекламных вывесок. В 2016 году он разработал дизайн-код отрезка проспекта Ленина в рамках проекта «Музейный дизайн: право на город», реализованного на грант Благотворительного фонда В. Потанина. С участка проспекта по распоряжению администрации города уже убрали рекламные конструкции, перетяжки над тротуарами и выносные штендеры. Проблема «неэстетичных» фасадов обсуждается на городских общественных советах. Один из фасадов сейчас реконструируется на пожертвования от потомков людей, которые жили в доме до революции. Наружная реклама на нем будет делаться с учетом разработанного музеем дизайн-кода.

Тульский историко-архитектурный музей занимается вопросами организации городской среды

«Проект позволил привлечь внимание горожан к вопросам архитектурного наследия города и запустить профессиональную дискуссию по данным вопросам в Туле. Для нас право на качественную городскую среду — это не только дизайн-коды. Мы пытаемся культивировать созидательное отношение к городу через акции по совместному изготовлению уличной мебели с горожанами и субботники», — рассказал Михаил Малашенко. Совместно с французским ритейлером товаров для дома Leroy Merlin музей провел акцию «Двортрудмай», во время которой туляки строили своими руками простую мебель для общественных мест.

4. Волонтерские программы

Организованные музеями волонтерские программы позволяют получить опыт работы в целом ряде сфер, не обязательно прямо связанных с музейным делом: например, добровольцы Службы волонтеров Государственного Эрмитажа программируют сайты, мобильные приложения, практикуются в дизайне, видео- и фотосъемке, монтаже и демонтаже декораций, ставят спектакли и даже занимаются созданием кинофильмов.

«Наиболее продвинутые зарубежные культурные учреждения системно подходят к работе с волонтерами: для добровольцев проводят специальные мероприятия; постоянные помощники награждаются», — отметил Михаил Малашенко.

Лондонский музей транспорта запустил «Дискуссионный центр» для бездомных людей

Одна из важных функций таких программ — приобщение к музейной деятельности людей, которые другими способами этого сделать не могут. Например, в Лондонском музее общественного транспорта (London Transport Museum) в 2011 году открыли «Дискуссионный центр» (Conversation Hub) для подопечных благотворительной организации помощи бездомным St. Mungo’s (Святого Мунго), которые в рамках этого проекта стали волонтерами музея и приняли участие в целом ряде публичных мероприятий. Инициатива помогла им получить новые навыки, почувствовать себя нужными и уверенными и завести важные знакомства.

5. Организация тематических выставок силами местного сообщества

Культурные учреждения могут готовить экспозиции при непосредственном участии горожан, как это сделал Свердловский областной краеведческий музей. Местные жители помогли придумать идею выставки «Искусство путешествий» (на основе которой был создан виртуальный музей), сформировать зоны экспозиции и дополнили экспонаты XVIII–XIX веков собственными находками ХХ-го и ХХI-го.

Проект позволил жителям проявить себя, а музею — превратиться в клуб современных путешественников. «Мы обратились к помощи посетителей, поскольку нам важно было понять, какие вопросы и проблемы по теме путешествий волнуют сообщество. И хотя в реальное соавторство включилась относительно небольшая часть аудитории, сама возможность участия позволила многим переосмыслить отношение к музею», —рассказал директор центра культуры «Орджоникидзевский» Сергей Каменский.

Свердловский областной краеведческий музей привлек широкую публику к созданию экспозиции

Музей участия

По словам Михаила Малашенко, «социальные инновации — это инструмент, который позволяет развиваться и расти как музею, так и его аудитории и партнерам». Налаживая связи с городскими сообществами, музей формирует постоянный, лояльный круг посетителей — говорится в статье «Музеи в период социальных и технологических изменений» Джаспера Виссера, старшего партнера в консалтинговом агентстве VISSCH+STAM. Специалист приводит в пример музей Палаццо Мадама в Турине (Palazzo Madama), который с помощью социальных сетей собрал 100 тысяч евро на коллекцию фарфора. Виссер отмечает, что в наше время многим музеям приходится нелегко: им трудно привлечь посетителей. Они должны планомерно трансформироваться в социальные учреждения, считает Виссер, — «иначе они вымрут».

Автор

Варвара Селизарова