Мода чистит воду

Ольга Джонстон-Антонова, эксперт в области ответственного потребления, — о смысле праздника, его теме в этом году и инициативах индустрии моды, способствующих очищению акваторий от загрязнения пластиком.

Концепцию Всемирного для океанов, который отмечается сегодня, 8 июня, предложило в 1992 году правительство Канады на Саммите Земли в Рио-де-Жанейро. В 2008 году праздник был официально утвержден резолюцией ООН. Мировой океан производит 70% кислорода в атмосфере нашей планеты — за счет фотосинтеза фитопланктона и водорослей, кормит нас своими дарами, играет важную роль в регуляции климата, и в нем добываются ингредиенты для производства лекарственных средств.

Каждый год ООН выбирает для этого дня конкретную тему. На этот раз — это борьба с загрязнением океанов пластиком, 80% которого попало туда из-за деятельности людей на суше. Это приводит к гибели 1 миллиона морских птиц и 100 тысяч морских млекопитающих каждый год. Невидимая глазу часть этой проблемы — это микропластик. Он поглощается рыбой и другими морскими организмами, а вместе с ними попадает и в нашу пищевую цепь. Ученые, изучающие эту проблему, даже призывают к отказу от морепродуктов.

Согласно отчету Всемирного экономического форума «Новая экономика пластмасс», объем производства пластика к 2050 году вырастет в 3 раза. Но каждый из нас может снизить свое потребление пластмасс и сдавать такие отходы в переработку. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш призывает к очень простым, но эффективным действиям: «...брать с собой свои собственные бутылку для воды, кружку для кофе и сумку для покупок, сдавать покупаемый пластик в переработку, избегать товаров, содержащих микрочастицы пластмасс, заняться очисткой территории в качестве добровольца».

Более того, покупая ту или иную вещь, сегодня можно содействовать очищению океанов от пластика. Современные технологии позволяют заново использовать полимеры, «добытые» в океане. Индустрия моды применяет такие материалы для создания новых коллекций. Вспомним партнерство 2015 года между компанией Adidas и проектом Parley for the Oceans, борющимся за чистоту океанов. Результатом сотрудничества стало создание завоевавших популярность стильных и комфортных кроссовок с использованием волокна из переработанного пластика, собранного по берегам морей и океанов. Adidas и Parley начинают продажу новой ограниченной коллекции кроссовок UltraBoost. Тканевый верх сделан на 95% из материала на основе переработанного пластика. На каждую пару обуви ушло 11 бутылок. Сегодня Adidas и Parlеy запустили благотворительный забег Run for the Oceans, принять участие в котором может любой из нас.

Испанский бренд Ecoalf, основанный в 2009 году, известен модной одеждой, сделанной из переработанных материалов, в том числе из выловленных в океане. Проект Upcycling the Oceans (Апсайклинг океанов) стартовал на испанском побережье в 2015 году — после того как основатель и президент компании Хавьер Гойенече увидел, что сети рыбаков приносят больше мусора, чем рыбы, и их содержимое приходится сортировать часами. Upcycling the Oceans поддержали многие испанские организации. Сегодня в нем участвует 28 испанских портов, расположенных в провинциях Валенсия и Каталония, и 441 рыболовецкий трейлер.

Отходы собирают в контейнеры на борту и привозят в порт. Затем мусор поступает на перерабатывающие предприятия, где проходит сортировку, очистку и ресайклинг. В 2016 году Ecoalf запустил дочерний проект «Апсайклинга океанов» в Таиланде. К нему привлекли дайверов, рыбаков, волонтеров и ассоциации, занимающиеся очисткой береговой зоны от мусора. Министерство туризма Таиланда поддержало инициативу. Участники обязались за 3 первые года работы достичь таких же показателей, как испанский проект. Инициатива поможет улучшить ситуацию с загрязнением вод на островах Пхукет, Самуи, Самет и Тао к 2019 году.

Изделия Ecoalf, которых пока нет в России, популярны среди тех, кто любит комфортную повседневную одежду, — как тех, кто радеет за сохранение природы и ведет экологически ответственный образ жизни, так и тех, кому важны качество и удобство по доступной цене.

Когда королева Испании София появилась в куртке от Ecoalf, на 100% сделанной из переработанных рыболовных сетей, стало ясно, что «позитивная» экоустойчивая мода обладает огромной силой. Она стирает границы, объединяет нас и делает мир лучше.

Если вы хотите принять участие в праздновании Всемирного дня океанов, вы можете купить вещь, производство которой способствует очищению акваторий нашей планеты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Автор

Ольга Джонстон-Антонова, эксперт в области ответственного потребления и экоустойчивой моды