Дорогу «вкусной» упаковке

Культура «жизни на ходу», ставшая неотъемлемой частью современности, создает экологам определенные проблемы. В частности — с переизбытком одноразовой упаковки.

Фото: candy-cake.ru

Фонд яхтсменки Эллен Макартур, которая оставила мореплавание ради решения проблем будущего глобальной экономики, с 2017 года вручает премию по инновациям в области пластмасс. Победители получают $2 млн на реализацию своих инициатив, которые способствуют снижению образования мусора благодаря круговым бизнес-моделям. «+1» рассказывает о первых шести победителях этой премии.

Приложение для заказа продуктов MIWA

Стартап из Чехии создал приложение MIWA, через которое предлагает заказывать точное количество необходимых продуктов. Покупки клиенту доставляют в многоразовой упаковке в ближайший магазин или же прямо домой. Название MIWA происходит от MInimize WAste («сокращай отходы»). Принцип работы приложения — в том, чтобы предотвращать появление отходов не только благодаря многоразовой упаковке, но и возможности заказать любое количество продукта. Основатели стартапа также уверяют, что их продукт ускорит переход к циклической экономике, так как соединяет разных участников продуктовой цепочки: фермеров и покупателей. Как говорит основатель и генеральный директор проекта Петр Бака, MIWA ищет больше партнеров, чтобы «встряхнуть существующие привычки производства и потребления, которым давно требуются обновление».

Продукты из дозаторов Algramo

На сегодняшний день пакеты-саше — один из главных и при этом самых опасных из-за своего малого размера пластиковых загрязнителей. Однако именно такой вид упаковки наиболее популярен в развивающихся странах, где бедное население чаще покупает продукты именно минимальными объемами. Чтобы решить эту проблему в Чили, стартап Algramo предложил клиентам покупать продукты ежедневной необходимости в «дозаторах», установленных в сети из 1200 магазинов. Продукты из «дозаторов» реально упаковать в многоразовые контейнеры. Как сообщает менеджер по устойчивому развитию Algramo Брайан Бауэр, компания нацелена исключительно на целевую аудиторию с низким доходом. «Мы можем поставлять жидкие продукты, обычно продаваемые в пакетиках, по более низкой цене, что является двойной победой, поскольку одновременно способствует пониманию принципов циклической экономики, а заодно экономит деньги людей», — считает Бауэр.

Саше из водорослей Evoware

Индонезийский стартап разрабатывает пищевые упаковки и саше (например, для растворимого кофе, или специи для растворимой лапши), изготовленные из материала на основе водорослей. Пакеты также можно растворить и съесть, и даже гамбургер можно употребить вместе с упаковкой, в которую он завернут. Ведь она  является не просто съедобной, но и питательной. То есть, даже гамбургер можно будет съесть вместе с упаковкой, в которую он завернут; или растворить кофе вместе с пакетом. Звучит это своеобразно, зато добавляет продукту функциональности.

Команда Evoware считает, что способность одноразовых саше обеспечить людей малым количеством еды или медицинских препаратов имеет много преимуществ. Однако саше настолько малы, что их часто не удается собрать вместе с крупными отходами. В результате они попадают на пляжи, в реки или океаны. Evoware служит «отличным примером того, как биологическое сырье может использоваться для технических целей, а затем безопасно биологически разлагаться», считают основатели. Стартап планирует расширяться на международном уровне, поскольку морские водоросли способны расти почти на каждой береговой линии.

«Вдохновение пришло из детства, когда я опаздывал в школу и сэкономил время, решив съесть на завтрак лапшу быстрого приготовления, — рассказал соучредитель Evoware Дэвид Кристиан. — Приготовление лапши можно было бы ускорить, если бы не маленькие пакетики, которые нужно открыть. Меня заботило еще и то, что Джакарта, где я живу, часто страдает от наводнения, потому что пластмассовые отходы засоряют водную систему. Этот опыт побудил меня перейти от исследований к предложению реальных рыночных решений».

Этичная упаковка для бизнес-компаний Delta

Старптап из Великобритании предлагает технологию, позволяющую бизнес-компаниям изготавливать и подавать жидкости в съедобных и компостируемых саше. У компании можно заказать машину, которая будет упаковывать в саше любые товары, например, кетчуп или шампунь. Как и в случае Evoware, они изготовлены из водорослей, которые к тому же во время своего роста поглощают углекислый газ. Саше способны иметь разную толщину и количество слоев в зависимости от своего назначения; они также могут быть съедобными или растворимыми в воде. Поскольку у всех съедобных пленок — плохие защитные свойства, этот подход поможет избежать проблем с коротким сроком годности. Соучредитель Delta Родриго Гонсалес рассказал, что для своего стартапа взял за идею то, как природа инкапсулирует жидкости, используя различные мембраны. Например, яичные желтки.

Сервис «подписки» на многоразовые стаканы CupClub

Британский стартап Cup Club предоставляет услугу подписки на многоразовые чашки, которые доставляют в точки продажи напитков на замену одноразовым стаканчикам. «Система может масштабироваться и не зависит от лояльности к бренду. Как только это будет доказано, стартап можно расширить на другие типы услуг, где упаковка отходов является большой проблемой; например, ящики для продуктов и бутылки для напитков», — говорится в заявлении компании.

Cup Club применяет сразу несколько технологических решений. В их числе, например, радиочастотная идентификация RFID, а также концепция некой «вычислительной сети» для физических предметов. Это помогает отслеживать стаканы и вознаграждать тех пользователей, которые остаются в системе. «Мы объединили продукт, сервис и бизнес-модель, которые позволяют розничным точкам и брендам перейти на систему возвратной упаковки в масштабе города. Хотим стать аналогом сервиса аренды городских велосипедов на кофейной сцене», — объяснила основатель и генеральный директор Сафия Куреши.

Фото: pixabay/CatherineZ7

Заменитель крышек для стаканчиков TrioCup

Американский стартап предлагает компостируемый одноразовый бумажный стаканчик, для которого не нужна крышка. Оригамиподобная техника позволяет закрывать стакан тем же материалом, из которого изготовлен стакан. Процесс складывания занимает столько же времени, сколько и прикрепление крышки к кружке, а заодно не дает жидкости проливаться, утверждают основатели TrioCup. Уже по первоначальным оценкам видно, что такие стаканы могут быть конкурентоспособными по стоимости производства с обычными чашками и крышками.

«Культура „на ходу“ уже давно стала частью современной жизни. К сожалению, она производит много отходов, в том числе крышек из полистирола, которые нельзя перерабатывать», — говорят организаторы. Стартап потенциально может помочь заменить сотни тысяч тонн полистирола, которые были бы вывезены на свалку или попали бы в окружающую среду.

Подготовила Екатерина Селиванова