Eco-decoupling: делать больше, используя меньше?

Специалисты призывают отказаться от традиционных «измерителей» промышленного прогресса, обратившись к их альтернативам.

Экология 8 мин на чтение Добавить в закладки
описание
"Послы устойчивого развития" в компании Henkel

«Делать больше, используя меньше» — такой принцип лежит в основе стратегии устойчивого развития 500 крупнейших мировых корпораций (рейтинг Fortune Global 500). Согласно исследованию Thomson Reuters, компании-лидеры начали развивать эко-декаплинг (ecо-decoupling, или способность организовать экономически более эффективное производство, без повышения воздействия на окружающую среду — прим. ред.). Они увеличивают выпуск продукции, снижая при этом объемы затрачиваемых ресурсов.

Такая стратегия помогает снизить нагрузку на окружающую среду и избежать бизнес-рисков. Ученые предупреждают: ресурсы конечны, а перепотребление ведет не только к дефициту, но вымиранию животных, загрязнению почв, воздуха и воды и усугубляет изменение климата.

Принципам декаплинга следует компания Coca-Cola HBC AG (производитель напитков Coca-Cola в странах центральной, восточной и южной Европы, в том числе в России и Италии). Согласно докладу 2016 года «Вступление в эпоху роста» (Entering the growth era), к 2020 году компания намерена увеличить выручку в среднем на 4-5%, одновременно вполовину сократив прямые выбросы углерода и на четверть — выбросы парниковых газов в цепочке поставок, а расход воды — на треть. Следуя плану, Coca-Cola HBC AG с 2014 по 2015 годы уменьшила потребление последней на 5,5%, а эмиссию на 14,2%.

Другой пример — немецкий химический концерн Henkel. Согласно стратегии устойчивого развития, компания увеличивает выпуск продукции, снижая объемы затрачиваемых ресурсов. В планах компании до 2020 года — стать в три раза эффективнее по сравнению с 2010 годом по каждому из следующих показателей: расход воды, энергии, объемы выбросов СО2 и отходов. А также увеличить безопасность труда на 40%.

Как построить работу на предприятиях, взаимодействовать с сотрудниками, поставщиками и потребителями так, чтобы декаплинг удался? 

«Хочешь развивать эко-декаплинг? Специалисты расскажут, как»

Чтобы достичь поставленных целей, в Henkel применяются различные инструменты.

Так, большая работа ведется над улучшением состава производимых продуктов. В составе чистящих и моющих средств нет фосфатов, а в косметике — микропластика, который, попадая со стоками в море, причиняет вреда даже больше, чем обычный мусор.
Благодаря оптимизации упаковки, последовательно снижаются ее вес и объем: например, баллоны аэрозолей содержат меньше алюминия. В компании делают акцент на производство концентрированных моющих средств: за последние пять лет производство концентрированных гелей выросло в четыре раза. Также Henkel планирует в ближайшие годы перейти на производство концентрированных стиральных порошков.

Компания постоянно совершенствует собственные технологические процессы. Например, в 2016 году на пермском производстве моющих средств оптимизировали управление промышленными стоками. За счет регулирования объемов подачи и возврата воды в систему после использования в технологических процессах предприятия (например, после охлаждения и промывки), объем расхода ресурса удалось снизить на 20%, достигнув экономии в 250 кубометров воды в год.

Экологичность Henkel не заканчивается на этапе производства продукта: удается снизить влияние на окружающую среду и в процессе их использования. Например, стиральные порошки Persil удаляют загрязнения при 30°С. Как подсчитали в компании, снижая температуру стирки на 10%, потребитель расходует на 40% меньше электроэнергии, и в атмосферу попадает меньше выбросов CO2. А некоторые продукты и вовсе способствуют энергосбережению: например, утеплители для фасадов Ceresit, которые использовались, в частности, при реконструкции Малого театра, удерживают тепло в несколько раз эффективнее, чем их аналоги.

Henkel планирует логистику поставок готового продукта и сырья таким образом, чтобы максимально сократить расход топлива: фуры никогда не отправляются с производства или приезжают на предприятие незагруженными. При любой удобной возможности машинам предпочитают более экологичный транспорт: например, все российские заводы корпорации по производству сухих строительных смесей имеют доступ к железным дорогам.

Каждый сотрудник Henkel помнит, что свет нужно выключать, и понимает, на какие фракции следует разделять отходы.

Обучающие программы

Важную роль в деле устойчивого развития играет обучение экологичному поведению. Каждый сотрудник Henkel помнит, что свет нужно выключать, и понимает, на какие фракции нужно разделять отходы. Многие работники по собственной инициативе рассказывают об экологичности партнерам, поставщикам и даже проводят занятия по экологии в школах. Происходит это благодаря глобальной обучающей программе Iambassador («Послы устойчивого развития»), специальные тренинги в рамках которой прошли уже более 1,8 тыс. сотрудников фирмы в России.

При поддержке крупных ритейлеров компания просвещает и потребителей: например, с 2016 года Henkel проводит инициативу «Береги каждую каплю воды», которая рассказывает, насколько важно экономить воду в быту. 

В 2011 штаб-квартира Henkel, расположенная в Германии, взялась за самых маленьких потребителей. Запустив инициативу «Мир исследователей» — уроки для школьников 8-10 лет по химии и экологии. Дети проводят научные эксперименты, исследуют клеящие вещества, чистящие и моющие средства, косметику, изучают принципы устойчивого развития. За шесть лет в программе-ликбезе по устойчивому развитию в образовательной программе «Мир исследователей Henkel» приняли участие 16 тысяч детей возраста 8-10 лет в России, Аргентине, Турции, Италии, Ирландии, Китае и ОАЭ. 

В 2011 вместе с пятью «коллегами» по химической отрасли Henkel дала старт международной инициативе «Together for Sustainability — The Chemical Initiative for Sustainable Supply Chains» (TfS), чтобы развивать устойчивые цепочки поставок в секторе. Корпорации совместно разработали и внедрили программы оценки, аудита и совершенствования закупок. За последние шесть лет к кампании примкнули 19 лидеров химического рынка.

За шесть лет программу-ликбез по устойчивому развитию «Мир исследователей Henkel» прошли 16 тысяч детей возраста 8-10 лет в России, Аргентине, Турции, Италии, Ирландии, Китае и ОАЭ

Альтернативы ВВП

Идеей декаплинга интересуются не только производители, но и экономисты: в апреле 2016 года исследователи Института мировых природных ресурсов (World Resources Institute, WRI) и британский проект Carbon Brief установили, что 35 государств, в том числе США, увеличили реальный Валовый внутренний продукт (ВВП) за последние 15 лет, сократив выбросы CO2. Международное энергетическое агентство (International Energy Agency, IEA) обнаружило, что мировые выбросы остались на уровне 2014 и 2015 годов, хотя ВВП рос более чем на 3% ежегодно.

Как пишут в издании The Conservation, многие специалисты одобряют идею декаплинга и верят, что экономика может расти, используя меньше ресурсов и не усугубляя экологические проблемы. Но есть и другая сторона.

Команда ученых из Университета Южной Австралии (University of South Australia), Преторийского университета в ЮАР (University of Pretoria), Денверского университета в США (University of Denver) и Австралийского национального университета (Australian National University) утверждает, что декаплинг — во многих случаях иллюзия, так как часто результат достигается благодаря замещению ресурсов, «финансиализации» (процесс трансформации финансового капитала в фиктивный и виртуальный капитал) и переносу предприятий из одной страны в другую.

Например, возобновляемые источники энергии, которые постепенно вытесняют ископаемое топливо, помогают снизить выбросы углекислого газа, но не отменяют зависимость от конечных ресурсов. Ведь, чтобы поддерживать рост ВВП, необходимо постоянно строить новые ветряные и солнечные станции, бурить геотермальные скважины и создавать биоэнергетические плантации.

Богатые страны переносят интенсивные предприятия в развивающиеся страны. Об этом свидетельствуют ярлычки «Made in China» в магазинах многих европейских брендов. Продажи товаров увеличивают ВВП в стране-потребителе, но экологический эффект остается за ее пределами.

Отделить ВВП от воздействия на окружающую среду сложнее, чем принято считать, обращают внимание эксперты. Существующая модель развития основана на эксплуатации природных систем и общества: вырубка и продажа деревьев стимулирует ВВП сильнее, чем защита и восстановление лесов. По этой причине специалисты призывают отказаться от традиционного измерения прогресса и обратиться к альтернативам.

Автор: Варвара Селизарова
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl/Cmd+Enter