Будут ли региональные операторы внедрять раздельный сбор?

Анна Гаркуша, руководитель направления по работе с органами власти движения «РазДельный Сбор», — о том, каковы подлинные интересы региональных операторов в вопросах обращения с отходами, и нюансах действующего законодательства

Фото: matitaeforchetta.it

Правительство России наделило региональных операторов (РО) широкими полномочиями, но обозначило при этом довольно туманные цели. В такой ситуации все чаще и чаще представители заготовительной отрасли задаются вопросами: «Будет ли региональный оператор самостоятельно внедрять раздельный сбор отходов (РСО)? Будет ли позволять это делать другим? Можно ли организовывать раздельное накопление в обход РО?» Давайте разбираться.

  1. РО должен действовать на основе территориальных схем и региональных программ, большинство из которых предписывает ему обеспечивать обработку — то есть сортировку, утилизацию, обезвреживание и размещение — твердых коммунальных отходов (ТКО). При этом утилизация и обезвреживание, как я уже писала, — это объединенный показатель, дающий РО широкий простор для выбора стратегии и позволяющий ему без труда уклоняться от организации раздельного накопления.
  2. Заработок регионального оператора напрямую зависит от объемов вывезенных отходов, будь то смешанные или раздельно собранные. Тарифы, которые устанавливает РО, незыблемы на определенный период времени. Играть на разнице для стимулирования населения возможно только внутри обозначенных границ: дешевле — можно, а дороже — нельзя. Поэтому для РО чем больше смешанных отходов — тем лучше.
  3. РО может получить субсидии из средств экосбора в приоритетном порядке только на строительство сортировок и мощностей по утилизации, а не на организацию РСО.

Таким образом, ничто в федеральном законодательстве не вынуждает РО внедрять раздельное накопление. Более того, он имеет право не разрешить другим компаниям выстраивать систему РСО на контейнерных площадках, о чем написано в постановлении Правительства РФ № 1156 от 12 ноября 2016 года (п. 21): «Запрещается организовывать места сбора отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства, входящих в состав твердых коммунальных отходов, на контейнерных площадках и специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов без письменного согласия регионального оператора».

РО может заинтересоваться РСО в том случае, когда местные власти не поддерживают идею мусоросжигания или производства твердого топлива из отходов. Тогда для сокращения объемов полигонного захоронения необходимо повышать эффективность сортировки, а это возможно только при предварительном раздельном накоплении. Дополнительным стимулом можно считать возможность сотрудничать с компаниями, реализующими РОП, и «обменивать» финансирование системы РСО на акты утилизации.

В любом случае серьезную тревогу вызывает судьба проектов по раздельному сбору, которые возникли уже несколько лет назад и стабильно функционируют. Если РО нужны смешанные ТКО для дальнейшего извлечения вторсырья, то сторонние проекты будут противоречить его целям. А если ему захочется организовывать РСО самостоятельно — то и подавно.

Существует вероятность, что региональный оператор не захочет разрушать налаженную систему и интегрирует действующие проекты в свою работу на основе агентских соглашений. Если же нет, то, видимо, именно для таких случаев в законодательстве есть лазейки-несовершенства:

  1. В п. 22 того же самого Постановления № 1156 указано, что «Сбор отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства, входящих в состав твердых коммунальных отходов, может осуществляться путем организации стационарных и мобильных пунктов приема отходов, в том числе через автоматические устройства для приема отходов». Поскольку в документе не конкретизируется, кто именно может выступать организатором, то считается, что это право потребителя, то есть собственника отходов. П. 39 постановления подкрепляет это положение следующими формулировками: «В целях обеспечения утилизации твердых коммунальных отходов потребители вправе заключать договоры на оказание услуг по утилизации твердых коммунальных отходов с региональным оператором, индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации твердых коммунальных отходов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации».
  2. В 2018 году в понятийном аппарате появилась новинка (503 ФЗ) — отдельный от ТКО термин «отходы от использования товаров» (ОИТ). Если это не ТКО, то логично считать, что к ним не предъявляются требования как к этому типу отходов и что их можно накапливать вне контейнерных площадок.

В настоящее время еще нет четких разъяснений от Минстроя, какие условия будут выдвигаться к организации мест раздельного накопления ОИТ на придомовой территории, кто имеет право это согласовывать и какими соглашениями это следует оформлять. Такая ситуация затрудняет реализацию новых возможностей на практике, но не сможет удержать лавину под названием «раздельное накопление отходов».

Автор: Анна Гаркуша, руководитель направления по работе с органами власти движения «РазДельный Сбор»

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl/Cmd+Enter