Волонтерские программы помогают развивать полезные навыки сотрудников

Ученый из Вермонтского университета выяснил, какие факторы этому способствуют

Фото: pixabay/Citizen Schools

Некоторые волонтерские программы помогают сотрудникам улучшить профессиональные навыки, считает профессор Вермонтского университета Дэвид Джонс. Для этого волонтеры должны заниматься значимым делом, выполнять непривычные функции в социально благоприятной среде. О работе ученого, опубликованной на портале Национального центра биотехнологической информации США, сообщает Phys.org.

Специалист опросил 74 сотрудников технологических компаний Google, Cognizant Technology Solutions, производителя сетевого оборудования Cisco Systems и Fidelity, оказывающей финансовые услуги. В течение 10 недель волонтеры преподавали на факультативах для малообеспеченных учеников средней школы, организованных некоммерческой организацией Citizen Schools. Специалисты работали по полтора часа в неделю и разбирали с детьми основы финансового планирования, рассказывали о карьерных возможностях в научно-технических сферах.

Ученый поговорил с волонтерами до и после программы и выяснил, что половина участников улучшила лидерские, ораторские и наставнические качества, навыки проектного и тайм-менеджмента, научилась мотивировать других, выражать обратную связь.

Один из респондентов признался, что стал лучше строить коммуникацию. «Разговаривать с группой учеников средней школы — трудная миссия. Ты должен вовлекать в процесс. И это зависит не только от того, что я преподаю, но то, как я это делаю, — рассказал он. — Мои публичные выступления улучшались каждый раз, когда я участвовал в волонтерских активностях Citizen Schools. Теперь я ежедневно использую этот навык в Google».

Как считает Джонс, программа оказалась успешной, потому что волонтеры практиковали определенный навык, занимаясь значимым делом. При этом, выполняя непривычные функции, они знали, что рядом есть люди, которые поддержат в случае неудачи. По его словам, организаторы многих корпоративных программ не соблюдают даже одного условия. «Мероприятие длится день, и сотрудники собирают мусор или сдают деньги на дело, которые они не стремились поддерживать», — рассказал Джонс.

Ученый также предположил, что развитие навыков зависит от личных свойств добровольца. «Волонтеры, более уверенные в том, что смогут улучшить определенные навыки, получили от курсов больше. Так могло получиться из-за того, что люди с большей верой в собственную эффективность во время курсов ставят себе цели и планируют, как они будут реализованы. Затем они используют навыки, связанные с работой, чтобы достичь результата, в то время как их менее уверенные коллеги могут нервничать и бояться пробовать новое», — отметил эксперт.

По мнению Юлии Гришиной, руководителя социальных проектов и благотворительных программ Группы QIWI, волонтерские программы действительно расширяют набор профессиональных компетенций сотрудников компании, при этом предоставляют им возможность внести свой профессиональный и интеллектуальный вклад в тот или иной социальный проект.

«Сегодня компания может составить несколько видов волонтерских программ, одни из которых направлены на развитие лидерских качеств, другие — на развитие человеческого капитала и совершенствование микроклимата. Важный момент — дать сотрудникам выбор формата своего участия в волонтерстве: кому-то больше подойдет прямое вовлечение в социальный проект один-два раза в год, а кто-то выберет интеллектуальную помощь благотворительному фонду, используя свои компетенции и профессиональные навыки. Такой новый формат участия в волонтерских программах не только вовлекает сотрудников в социальную повестку компании, соединяя идеи благотворительности с профессиональные навыками, но формирует новую норму интеллектуальной социальной ответственности бизнеса», — рассказала эксперт «+1».