Внутри себя я танцую

Исполнительный директор проекта «Полдень» Мария Рачинская рассуждает о том, как театр, игры и обсуждение пережитого опыта помогают детям-сиротам твердо стоять на ногах

Каждый, кто бывал в детском доме, мог наблюдать неадекватные эмоциональные реакции подростков, перепады их настроения, часто — грубоватое и небрежное отношение друг к другу. У них нет навыка анализировать свои чувства или говорить о них взрослым. Им сложно понять и объяснить свое душевное состояние. Порой, они не знают, как сделать покупки в магазине или заплатить за электричество.

Владеть конкретными навыками — очень важно, но не менее важно иметь комплексное представление о проблеме, уметь ответить на вопрос «зачем тебе это?» И игра, как метод, позволяет работать со сложными темами — мы даём ребёнку возможность поработать со своей мотивацией, с тем, что происходит «внутри».

Методы театральной педагогики позволяют работать с личным опытом участников через их тело, чувства и собственные действия. На Западе театральная педагогика и драма-педагогика развиваются уже несколько десятилетий. Например, знаменитый «Театр угнетенных» бразильского режиссера Аугусту Боала. Методики форум-театра подходят для решения многих проблем — от конфликтных ситуаций у школьников до улучшения групповой динамики в больших корпорациях. Однако, к сожалению, в России профессионалов можно пересчитать по пальцам, а никакого специализированного образования для них нет и не предвидится. Мы многому научились у нашего партнера − шведской компании LajvVerkstaden, которая использует методы театральной педагогики в работе со школьниками.

Все наши занятия имеют одинаковую структуру. Первый этап — «проблематизация». Необходимо, чтобы участники поняли, о чем мы с ними будем говорить, «присвоили» проблему, которой посвящена игра, осознали, зачем они сейчас будут что-то делать. Иногда проблематизация — это беседа по теме, личные вопросы об опыте участников, а иногда — просмотр и анализ отрывков из подходящих по тематике фильмов. Важно то, что если мы самостоятельно ставим перед собой вопрос и отвечаем на него, ответ, восполняющий недостаток имеющихся у нас знаний и умений, будет переживаться уже как личное открытие, а его понимание приобретет для нас большую ценность.

Затем в рамках игры создается и переживается относящийся к поставленной проблеме опыт, который позже будет обсуждаться на «рефлексии». Рефлексия, или обратная связь — самый важный для нас этап: здесь мы обобщаем опыт, полученный и пережитый во время игры, проговариваем его, а затем делаем на его основе личные выводы.

У подростка в детском доме достаточно взрослых, которые готовы заниматься его образованием. Но важно не просто провести урок, а передать ему мета-когнитивные навыки. Проще говоря, научить ребёнка учиться: из полученного опыта и информации отсеивать нужное, а потом применять полученное в жизни. Именно поэтому мы ставим нашего подопечного в активную позицию: на игре он сам совершает выборы, а на рефлексии оценивает знания и делает из них выводы. Именно это и работает на результат.