Устойчивый — значит открытый

Комитет по корпоративной социальной ответственности и демографической политике (КСО) Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) провел последнее в этом году расширенное заседание. На нем презентовали четвертый выпуск индексов корпоративной устойчивости, ответственности и открытости бизнеса, который принимает Цели устойчивого развития ООН.

Проблемы открытости

Индекс РСПП объединяет две взаимосвязанные единицы оценки: вектор устойчивого развития, а также ответственность и открытость бизнеса. Первый показатель отражает реальность, которая стоит за показателями корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития, за благами, которые предлагает бизнес, а также за шагами, которые предпринимает корпорация, снижая экологическую цену производства. Второй — оценивает прозрачность полезной работы крупной компании и ее серьезное отношение к раскрытию информации.

Руководитель проектной группы по индексам Комитета РСПП по КСО Наталья Хонякова отметила: индексы создаются не для ранжирования компаний, а для оценки текущей ситуации на рынке. По данным РСПП, изменилось качество открытой информации. Значение индекса упало в 2016 году, но в 2017-м показало рост, притом что компании открыли доступ к информации о непопулярных показателях: выбросах, соблюдении прав человека, управлении КСО в цепочках поставок.

По данным оценки KPMG, значимость нефинансовой публичной отчетности растет во всем мире. По двум международным рейтингам компаний N100 и G250, 75% и 93% организаций соответственно открывают свои данные. Оценка российских компаний также показывает рост — с 66% в 2015 году до 73% в 2017 году (оценки KPMG проводит раз в два года. — Прим. ред.). Россия находится в одном ряду с Германией, Южной Кореей и Румынией.

Однако, по словам директора группы корпоративного управления и устойчивого развития KPMG Ивана Барсолы, далеко не всем темам в отчетности уделяется должное внимание — всего 20% российских компаний готовы открыть данные, связанные с изменением климата. В России только 17% компаний согласуют цели своего развития с целями сокращения выбросов парниковых газов, а информацию о правах человека раскрывают только 38% компаний.

Почему «хранить молчание» невыгодно

К активному раскрытию заданных целей и данных об их достижении российский бизнес побуждает мировой тренд — публичная нефинансовая отчетность становится критерием инвестиционной привлекательности корпораций.

«В числе постоянных приоритетов деятельности РСПП — продвижение принципов устойчивого развития, этических норм ведения бизнеса, информационной открытости и прозрачности деятельности, укрепление репутации российского бизнеса. При желании играть по глобальным правилам эти правила нужно, как минимум, знать, а лучше — проактивно применять, интегрируя их в свои стратегии и деловую практику»

Александр Шохин, президент РСПП

Александр Шохин, президент РСПП

По данным, озвученным исполнительным директором Некоммерческого партнерства «Альянс по финансовым коммуникациям и связям с инвесторами» (АРФИ) Станиславом Мартюшевым, институциональные инвесторы с активом $1 трлн долларов используют совокупность следующих критериев: вопросы корпоративного управления, вознаграждения, права человека, трудовые права, устойчивое использование ресурсов, загрязнение окружающей среды и прочее.

«Мы видим рост приверженности инвесторов к социально ответственному инвестированию. Это серьезный и долгосрочный тренд. Доля запросов, исходящих от инвесторов, интересующихся именно КСО компаний, растет и, безусловно, эта тематика требует освещения в годовых отчетах»

Станислав Мартюшев исполнительный директор Некоммерческого партнерства АРФИ

Станислав Мартюшев исполнительный директор Некоммерческого партнерства АРФИ

По итогам заседания Комитета было принято решение рекомендовать компаниям учитывать цели устойчивого развития в формировании планов и политики и включать информацию о продвижении к ним в публичные нефинансовые отчеты. В отношениях бизнеса с заинтересованными сторонами — инвесторами и потенциальными потребителями — это становится инструментом открытого общения, на котором строится доверие.

Автор

Елена Матвеева