Танцы «на равных»

28-31 октября в Москве пройдет фестиваль Inclusive Dance, где на равных участвуют танцоры с физическими особенностями и без них. Четыре года назад фестиваль стал первым мероприятием такого рода в России, он охватывает с каждым годом все больше регионов. «+1» рассказывает о миссии мероприятия и о том, почему танец «без ограничений» — не миф.

Фрагмент выступления Дергина Токмака, одного из солистов Cirque du Soleil

Все четыре дня Inclusive Dance будут разными по тематике: бал XIX века, европейские и латиноамериканские бальные танцы, импровизации, балет и хип-хоп. На фестивале выступят 63 коллектива из 28 регионов России и из трех других стран: Австрии, Беларуси и Узбекистана. Всего на сцену выйдут более 500 человек, в том числе передвигающиеся на коляске, слабовидящие, слабослышащие танцоры и даже участники с нарушениями интеллекта.

В роли членов жюри выступят солисты Большого театра и руководители мировых инклюзивных школ. Завершающие мероприятия состоятся 30 и 31 октября, ими станет показ инклюзивных пластических спектаклей Open Social Art и танцевальное шоу Inclusive Dance.

Мероприятие проходит с 2013 года; по данным информационного центра ООН в Москве, это первый подобный фестиваль в России. Его организатором выступила московская волонтерская организация Центр социокультурной анимации «Одухотворение», который возглавляет профессионал направления спортивных бальных танцев Леонид Тарасов.

По мере расширения фестиваля, оргкомитет постепенно начал включать в программу обучающие занятия для специалистов танцевальной реабилитации, двигательные тренинги, которые проводятся в регионах России. Эта Школа инклюзивного танца проводится дважды в год.

Результаты Школы как драйвера развития инклюзии танца в регионах налицо: так, в 2016 году в Самаре и Кургане сразу после семинара были созданы студии инклюзивного танца Soul and Dance и «Танцующие друзья». Через год после семинара в Красноярске был проведен межрегиональный этап фестиваля Inclusive Dance и создан инклюзивный коллектив Freedom. Иркутскую группу «Продвижение» после участия в фестивале пригласили к участию в телепроекте на телеканале «Россия-1». На ближайшее мероприятие приедет группа из Йошкар-Олы, появившаяся после проведения Школы. Всего с 2015 по 2016 годы команда фестиваля провела 16 семинаров в разных областях.

Вообще, ограничения для занятий танцевальным спортом прописаны в регламенте Международного паралимпийского комитета, сообщает профильный портал Aupam. К соревнованиям на общих основаниях не допускаются люди с проблемами бедренных суставов, а также те, кто не способен регулярно танцевать из-за хронических посттравматических болевых нарушений, нестабильности лодыжкового и коленного суставов или аналогичных состояний. Однако на фестивале Inclusive Dance препятствий нет абсолютно никаких: лишь бы сам человек хотел выступать.

Инклюзивный танец появился в 1970-1980-х годах, пишет The Guardian. Одними из пионеров этого направления считают британца Вольфганг Стэнджа, основателя танцевального агентства Amici. Его резидентами были как обычные танцоры, так и с физическими особенностями. Вдохновением для Вольфганга послужила история его преподавателя, хореографа Хильды Хельгер, которая учила своего сына с синдромом Дауна танцевать. Позднее, еще до появление понятия «инклюзивный танец», она создала постановку «К свету» (Towards the Light) в театре Сэдлерс-Уэллс в Лондоне, играли в которой молодые артисты с различными формами инвалидности.

В 1997 году в Швеции состоялся чемпионат Европы по инклюзивным танцам. Это были первые соревнования международного уровня.

Понемногу информация пошла в массы; несколько лет назад много шуму наделал ролик на Youtube с выступлением пары профессиональных танцоров балета, где у партнера нет ноги, а у партнерши — руки.

Школа Amici существует и по сей день, вот уже 30 лет. «На протяжении всей сценической постановки физические и умственные нарушения не только признаются, но и ставятся в центре внимания. Для Стэнджа они являются атрибутами, которые можно использовать для раскрытия персонажа и истории, и ни при каких обстоятельствах вы не ощущаете ни малейшего компромисса», — рассказывает о работах Amici The Guardian.

Сегодня танцоры с особенностями развития выступают наравне с другими и в обычных коллективах. Так, в труппе цирка Cirque du Soleil есть Дергин Токмак, который передвигается на коляске из-за перенесенного в детстве полиомиелита.

Дергин Токмак предпочитает хип-хоп

Танцор рассказывает, что мечтал о балете, но поскольку физическое состояние все-таки этого не позволяло — то со временем он, так уж и быть, «согласился» выступать в знаменитом Cirque du Soleil. Хотя, конечно, по его выступлениям очевидно, сколько сил и упорства вложил Дергин в то, чтобы выйти на сцену.

«Я начал с брейк-данса, когда мне было 12 лет. Вы должны выглядеть определенным образом, если хотите заниматься балетом, но с брейк-дансом вам просто нужно выглядеть круто, и вы заработаете уважение. Затем у меня была своя хореографическая группа с четырьмя другими парнями, танцующими как Бобби Браун. Я был единственным на костылях. Мне нравятся все танцы, но моя специальность — хип-хоп. Мое настоящее шоу более акробатическое и абстрактное», — рассказывал Токмак в интервью BBC.

«В России для инклюзивного танца сделано недостаточно, — сетуют организаторы фестиваля Inclusive Dance. — Но профильные организации все равно существуют. Коллективы, которые приезжают к нам на мероприятие, являются продолжателями этого дела. Есть и инклюзивные театры, которые близки нам по своему подходу к делу. У них проводятся свои крупные мероприятия; есть также спортивные танцы на колясках, которые развиваются параллельно нашему движению и имеют свою специфику, но они к нам очень близки».

Автор

Екатерина Селиванова