Роботы заменят патрульных на улицах Дубая

Беспилотные полицейские автомобили начнут работать в крупнейшем городе ОАЭ в конце года

Беспилотные полицейские автомобили O-R3 производства сингапурской компании Otsaw Digital начнут патрулировать улицы Дубая (ОАЭ) в конце года. Об этом сообщает The Washington Post.

Согласно планам администрации Дубая, 25% полицейской команды к 2030 году составят роботы.

«Мы хотим, чтобы роботы выполняли больше операций. Наша цель — контролировать безопасность улиц без интенсивного полицейского патрулирования», — заявил начальник полиции города Абдулла Халифа аль-Марри (Abdullah Khalifa Al Marri).

Машины способны распознавать лица и номерные знаки. Предполагается, что автомобили смогут круглосуточно выслеживать подозреваемых на улицах города, мониторить состояние улиц и отсылать информацию в центральный полицейский участок. Роботизированные патрульные не предназначены для операций по захвату преступников.

Автомобили оснащены тепловыми и HD-камерами, лазерными сканерами, IMU-сенсорами (показывают положение автомобиля в пространстве), ультразвуковыми датчиками, спутниковой системой навигации GPS, лидарами (позволяют разглядеть удаленные объекты) и дроном. В случае необходимости автомобиль направляет летающее устройство в зоны, куда не может проникнуть самостоятельно. Транспортное средство способно самостоятельно подзаряжаться.

Состояние робота — температура, влажность в салоне, уровень пыли, углекислого газа и зарядки — контролируется центром управления. Беспилотный автомобиль не предполагает наличия водителя внутри, в случае необходимости сотрудник полиции может переключить машину на ручное управление.

По данным Arabian Business, с мая в крупнейшем городе ОАЭ работает первый в мире робот-полицейский. Упрощенная версия «Робокопа» ростом 1,7 м владеет шестью языками и способна распознавать эмоции и жесты на расстоянии до 1,5 м. Робот помогает прохожим найти дорогу и следит за порядком в общественных местах. В ближайшие годы город планирует представить робота ростом 3 м. Он сможет развивать скорость до 80,5 км/ч и носить тяжелое снаряжение. По заверению полиции Дубая и Otsaw Digital, машины не вытеснят человека. Роботы будут выполнять скучные, рутинные задачи. Людям останутся управляющие позиции.

Использование роботов

По словам сотрудника Международного научного центра «Нелинейные и адаптивные системы управления» Университета ИТМО Александра Капитонова, пока функции роботов ограничены.

«Сейчас подобные системы оправдывают себя с точки зрения мониторинга среды и оповещения о факторах и ситуациях, угрожающих жизни и здоровью граждан: слежения за обстановкой на дорогах, определения температуры и степени загрязнения воздуха, наличия дыма и так далее. Пока такие системы могут выполнять исключительно аналитические функции — собирать информацию и выдавать рекомендации. С точки зрения конкретных действий по нейтрализации угрозы их полезность еще не ясна. Регулировать дорожное движение проще через светофоры, а сможет ли когда-нибудь робот-полицейский определить и обезвредить преступника — пока вопрос», — считает эксперт.

По словам Капитонова, российские научные учреждения и компании двигаются в сторону роботизации: разрабатывают системы мониторинга, которые могли бы предупредить пожары, в том числе в лесах, анализировать поведение толпы в общественных местах.

«В Сочи еще в 2014 году, во время Олимпийских игр, использовали комплекс видеокамер, которые отслеживали потенциальные внештатные ситуации в местах большого скопления народа», — объяснил эксперт.

Однако темпы развития подобных технологий сдерживает ряд факторов. «Основное препятствие, на мой взгляд, — это отсутствие законодательной базы, регулирующей внедрение автономных систем, способных решать определенные задачи без участия человека. Необходимо разработать технические стандарты, механизмы сертификации как оборудования, так и пользователей (операторов). Есть и инфраструктурные проблемы. Если беспилотники могут спокойно передвигаться по воздушному пространству, то наземным роботам российские дороги бросают серьезный вызов», — пояснил Капитонов.

Согласно исследованию «Где машины могут заменить человека, а где — нет (пока)» (Where machines could replace humans — and where they can’t (yet)), подготовленному консалтинговой компании McKinsey & Company в 2016 году, роботы могут заменить 78% специалистов, которые занимаются рутинной работой, и только 9% управляющих.