Поступить в вузы планирует только 1% выпускников детских домов

Почти 85% опрошенных воспитанников хотели бы стать поварами-кондитерами, автомеханиками, сварщиками или учителями начальных классов

Большая часть воспитанников детских домов хотели бы получить среднее образование. 5% детей хотели бы поступить в 10 класс и только 1% — продолжить учебу в высшем учебном заведении. Такие результаты получили Благотворительный фонд «Открывая горизонты» и Проект социальной адаптации и профориентации для подростков «Полдень», опросив 180 18-летних выпускников детских домов из семнадцати городов и регионов России (Воронеж, Самара, Томск, Пенза, Челябинск, Калуга, Уфа, Ростов-на-Дону, Пермь, Екатеринбург, Саратов, Ижевск, Иркутск, Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области). Об исследовании сообщается в пресс-релизе проекта «Полдень».

Самой популярной среди выпускников оказалась специальность повара-кондитера. В десятку самых желанных профессий вошли авто- и судомеханик, учитель начальных классов, сварщик, специалист в области информационных технологий, мастер отделочных работ, парикмахер, электромонтер, специалист в области гостиничного сервиса, строитель. Почти 85% опрошенных воспитанников хотели бы стать поварами-кондитерами, автомеханиками, сварщиками или учителями начальных классов.

Как объяснила генеральный директор благотворительного фонда «Открывая горизонты» Анна Орлова, дети выбирают среднее образование, так как специальности слесаря, механика, повара востребованы в любом регионе России и позволяют получать предсказуемый регулярный доход. «Среднее образование — простой и очевидный путь. Детям понятно, с чего начинать обучение и кем можно работать в недалеком будущем», — добавила Орлова.

Потребность в профориентации

Как считает психолог проекта социальной адаптации и профориентации для подростков «Полдень» Ольга Тимур, многие люди заблуждаются, утверждая, что выпускники детских домов не стремятся получить образование. Ребенок может стать успешным, если учится на положительных примерах взрослых и с ним работают педагоги. «На любого человека влияют три фактора: биологический, психологический и социальный. Первый включает физиологию и анатомию, общий уровень здоровья и генетику, второй — эмоциональный склад и реакции на внешние раздражители, третий — культурные, социально-экономические факторы», — пояснила Ольга Тимур.

Орлова подчеркнула необходимость программ социализации и профориентации, которых нет во многих детских домах. Без специальных занятий дети не могут узнать о тенденциях рынка труда и актуальных профессиях, и, согласно исследованию образовательного проекта «Пункт Б», проведенному в 2016 г., о котором говорится в документах фонда, в 90% случаев выбирают профессии по принципам «где проще учиться» или «за компанию», после чего часто забрасывают учебу и не реализуются в профессии.

Работа фонда

Фонд «Открывая горизонты» с 2015 г. проводит программы по социализации и профессиональной ориентации в 58 детских домах в 18 регионах РФ. За два года программу прошли 620 детей.

Сотрудники организации организуют занятия, где учат детей общаться, брать ответственность за результат коммуникации, определять причины неудавшегося разговора и преодолевать проблемы, ставить и решать сложные задачи, оценивать собственные силы, знания, способности, анализировать интересы, вырабатывать личную финансовую стратегию.

В апреле 2017 г. Фонд запустил проект «Шаг в будущее» вместе с Детским благотворительным фондом «Солнечный город» и сервисом выбора карьеры «Пункт Б». Два раза в месяц тренеры приезжают в «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» в Тогучине (Новосибирская область), «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Жемчужина» в Новосибирске, «Барышевский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», расположенном в селе Барышево (Новосибирская область).

Специалисты проводят тренинги и профориентационные игры, знакомят с профессиями в строительном, транспортном секторах, сферах услуг, спорта, общественного питания, проводят для детей экскурсии в офисах компаний и на производствах; организуют индивидуальные психологические и профориентационные консультации. В 2018 г. программу планируют запустить и в других российских регионах.

Как рассказала Орлова, фонд выбирает профессии в секторах общественного питания, транспорта, строительства, спорта и сфере услуг, так как спрос на них есть всегда, вне зависимости от макроэкономической конъюнктуры в стране.

Специалист обратила внимание на то, что программа фонда помогает детям не только найти желаемую профессию, но трезво оценить свои возможности. «Дети должны не просто сказать себе: „Я хочу высшее образование, квартиру, машину, дачу“, но ответить на вопрос, каким образом достичь поставленных целей, и выбрать карьерную траекторию. В этой парадигме среднее образование — своего рода тест-драйв: ребенку становится понятно, справиться ли он в дальнейшем с нагрузками вуза и нужно ли ему высшее образование», — объяснила Орлова.