Первая частная высокоскорост­ная железная дорога откроется во Флориде

Проект стоимостью в $3 млрд сможет разгрузить автомагистрали

Высокоскоростная железнодорожная магистраль Brightline Express была построена исключительно на деньги частных инвесторов. Главный спонсор проекта — All Aboard Florida, первая частная пассажирская железнодорожная компания — не только вложила в строительство собственные деньги, но и призвала на помощь американцев, выпустив с одобрения властей в продажу облигации новой железной дороги. Подробнее о проекте рассказывает сайт Национального общественного радио США.

Как говорят чиновники штата, подобное сотрудничество с бизнесом должно решить проблему переполненности автомобильных дорог на юге Флориды — в самом густонаселенном районе штата. «Впервые проект такого масштаба строит частная компания, — рассказывает директор Центра городских и экологических решений в Университете Флориды Джон Ренне. — И это своего рода смена правил игры».

Первая линия Brightline соединит Уэст-Палм-Бич на восточном побережье полуострова с городом Форт-Лодердейл. В будущем, когда дорога будет достроена, она свяжет центр Майами и Орландо. Предполагается, что поездка из Уэст-Палм-Бич в Майами будет занимать всего 60 минут вместо нынешних 2,5 часов.

Толчок для развития

Запуск новой магистрали принесет пользу и в целом для развития территории, считает Ренне. Вместе с постройкой ВСМ компания взяла на себя обязательства по развитию сопутствующей инфраструктуры, включая розничную торговлю, рестораны и жилищные объекты вблизи станций. Это может принести сотни миллионов долларов.

«Исследования показывают, что сам транспортный сервис редко приносит прибыль, — подчеркивает Ренне. — Но когда вы совмещаете продажу недвижимости и возможности развития территории с транспортным сервисом, вы можете действительно получить очень выгодный результат».

Высокоскоростные поезда Brightline будут иметь собственную карту маршрутов, проложенных вдоль уже существующих железнодорожных линий 19-го века, по которым до сих пор ходят грузовые составы. Возвращение к пассажирским перевозкам поможет оживить линию и заставить американцев пересесть из машин в поезда.

Железная дорога потеряла актуальность в 1960-х гг., когда штат получил федеральную автомагистраль, рассказывает Джон Гитар из All Aboard Florida. «Транспортные возможности заметно выросли и жители пересели из вагонов в свои машины. Теперь же мы вернулись к старому. Цены на проезд по платной дороге и цены на бензин столь велики, что люди ищут альтернативу,» — объясняет Гитар.

Опасения местных бизнесменов

Однако у проекта есть противники. Власти двух округов, расположенных на побережье, подали в суд на авторов проекта. Они утверждают, что Brightline представляет серьезную угрозу безопасности и скорее усугубит транспортную проблему штата. Хотя большинство подобных исков до сих пор поддержки в суде не находили.

Обеспокоены масштабом проекта и в судостроительной индустрии штата. Сейчас рыболовным шхунам и роскошным яхтам проходить по водным путям Южной Флориды позволяет система разводных мостов. А прокладка скоростного пути может нарушить существующие пути.

«Экономическое значение морских перевозок здесь выше, чем All Aboard Florida и всех его служб в Орландо, — заявляет Джим Наугл из Ассоциации морской промышленности Южной Флориды. — Поэтому они должны найти способ сохранить водные торговые пути».

Также есть опасения, что развитие железной дороги повысит стоимость жизни в районах, где и так отсутствует доступное жилье.

Быстро и недорого?

Компания All Aboard Florida все еще не подтвердила цену на билеты. Согласно исследованию 2015 г., предположительная стоимость проезда из Уэст-Палм-Бич в Майами будет не менее $16, что на $10 больше, чем билет на обычный пассажирский поезд, следующий по тому же маршруту. Скорость также не будет рекордной. Хотя поезда Brightline и относятся к высокоскоростным, чтобы не нарушать законы штата, скорость их будет снижена до 120 миль в час (около 193 км/ч), а в некоторых районах и до 80 миль в час (около 129 км/ч).